Мы переехали. Новый адрес: https://wodgalaxy. forum2x2. ru/forum. htm

Мир Тьмы: через тернии - к звёздам!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Искусство

Сообщений 31 страница 34 из 34

31

Технические искусства

"Технические искусства" в своих развитых формах возникли сравнительно недавно. Огромную роль в истории культуры сыграл своеобразный симбиоз, слияние искусства с техникой.
Строго говоря, процесс этот начался, видимо, с середины XV века с создания первых художественных клише, продолжился изобретением фонографа, фотографии и немого кино на протяжении XIX столетия и получил небывалое развитие уже в наше время, когда кинотехника стала звуковой, цветной и стереоскопической, а на службу искусству была поставлена вся мощь современной электроники. Это привело, в частности, и к интересным опытам по созданию нового, "синтетически-технического" вида искусства, так называемой "светомузыки", суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно музыкальную мелодию - с другой. Другими словами, делается попытка превратить невидимую музыку в нечто видимое посредством соотнесения музыкальной и цвето-световой гамм.

Свернутый текст

Примечательно, что одним из первых теоретиков и создателей светомузыкальных произведений был наш соотечественник - выдающийся русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин (1872-1915), а захваченный его идеями русский абстрактный художник Баранов-Россине даже изобрел так называемое оптофоническое пианино, т.е. клавиатуру, где каждая нота вместе со звуком передавала на экран ту или иную цветовую форму. Первый оптофонический концерт состоялся в начале 20-х гг. в Москве. Музыкант играл на пианино, одновременно на экране происходило цветовое и линейное преображение музыкального произведения: красочная симфония. Показательно, что на Западе подобные опыты были воспроизведены лишь много лет спустя, в 60-х гг. в Париже.
В настоящее время к наиболее распространенным "техническим искусствам" относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию и, с известными оговорками, телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности. Важнейшие показатели "технических искусств" - массовость их аудитории, высокая степень информативности, а следовательно, и широкое использование в просветительско-пропагандистских и, к сожалению, нередко в конъюнктурно-политических целях. Видимо, в связи с этим произведения киноискусства, являясь едва ли не главным элементом массовой культуры, нередко стареют гораздо быстрее, чем другие виды художественной продукции. Это лишнее доказательство того, что искусство должно служить вечности, а не преходящим групповым интересам.
Общая тенденция к массовости, синтезу и использованию в искусстве не только техники, но также исторических памятников и окружающего пейзажа, привела в последние десятилетия к возрождению и дальнейшему развитию другого вида художественного творчества: "пленэрного" театра, т.е. театра на открытом пространстве. Имеются в виду обычно грандиозные эпические постановки, действие которых с применением мощной свето-, цвето- и звуковой аппаратуры развертывается на местах реальных исторических событий, например, опера "Аида" - в настоящей пустыне у подножья египетских пирамид; или картины средневековой Москвы на Красной площади, у Кремлевской стены и т.п. Подобные очень массовые и зрелищные представления издавна практиковались в странах с теплым и жарким климатом, однако лишь с развитием аудиовизуальной электронной техники этот вид драматического искусства получил новые стимулы для своего развития. Характерно, что в России первым массовым зрелищем такого рода стала постановка "Взятие Зимнего дворца" 25 октября, в третью годовщину большевистского переворота, когда использовались настоящие танки и гремели холостые залпы "Авроры"

32

Футуризм

Футуризм - течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10-20-х гг. XX века с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии - к "заумности", насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего творчества Маяковского.
Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и мирового футуризма Филиппа Томмазо Маринетти (1876-1944), в частности, писал: "Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слезы женщины"'.
В идеологическом плане футуризм был связан как с, правым, так и с левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя на "революционное" ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим.
Одним из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в 1916-1922 гг. преимущественно в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции как протест против первой мировой войны, стал так называемый дадаизм.
Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.), предвосхитив этим современный поп-арт - искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией.
Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции.

33

Экспрессионизм

В отличие от импрессионизма, родившегося во Франции и имевшего по своему общему духу спокойно-созерцательную настроенность, другое авангардистское течение - экспрессионизм (от лат. ехрressio - выражение) в 10-20-х гг. XX века получило наибольшее распространение в Германии и Австрии. Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути. Противоречия европейской жизни начала века, стремительная урбанизация, первая мировая война, революционные события в России, а затем и в Германии, породили смятение в умах значительной части интеллигенции и обусловили художественную "изломанность" и "антиклассичность" экспрессионизма, его отказ от ясности и гармоничности формы, его тяготение к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности. В западной литературе чертами экспрессионизма отмечена проза автрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), в России наиболее ярким его представителем был прозаик Леонид Николаевич Андреев (1871-1919).

34

Культура экспрессионизма

Этот термин впервые прозвучал на страницах журнала "Штурм" в августе 1911 г. по отношению к таким разным художникам, как Сезанн, Ван Гог и Матисс. В 1912 г. в каталоге выставки объединения "Синий всадник"(г. Мюнхен) он был применен уже по отношению к художникам, которые составили это направление. Но мы уже говорили о экспрессионизме Бодлера и Рембо, постимпрессионистов и немецких символистов. Безусловно, к ним были отнесены и представители более раннего объединения немецких художников "Мост", организованного в 1905 г. (г.Дрезден).
Ближе других символистов к манере экспрессионизма оказался гений норвежского искусства Эдвард Мунк, выставка которого в 1892 г. (закрытая через 2 дня работы) оказала, безусловно, влияние на немецких художников. Символизм в картинах Мунка вытеснен на второй план самой манерой видения и изображения: длинный мазок Ван Гога на его полотнах превратился в непрерывные замкнутые линии, создающие собственное музыкальное настроение.

Свернутый текст

Мир в картинах экспрессионистов подвергался направленной деформации, но с помощью лишь специфических живописных средств. Сами образы оставались вполне соотносимыми с их реальными естественными формами. Целью экспрессионизма является достижение максимальной силы выражения выделенного художником эмоционального содержания объекта. Сам художник склонен обычно понимать выделенный им эмоциональный срез как сущность предмета. Но некоторые правильно трактовали свое искусство как проявление индивидуального мировосприятия или как повод для направленного самовыражения. "Романец, - писал Э.Л. Кирхнер, - добивается своей формы из объекта, из природной формы. Германец творит свою форму из фантазии, из внутреннего видения, а форма видимой природы - для него только символ" (26, 12). Но, добавим мы, символ не какого-то пласта культурного содержания, а собственного эмоционального порыва. Другой немецкий экспрессионист Э. Нольде очень точно определил задачу художника своего направления - удаляться от природы, оставаясь естественным.
Русский экспрессионизм сформировался организационно едва ли не раньше немецкого. С 1910г. начались выставки объединения "Бубновый валет", участвовали в которых все художники авангардистской направленности. Русский экспрессионизм с самого начала ориентировался на примитивизм городского или ярмарочного народного сознания: картины, часто сознательно уподобленные вывескам и лубкам, вывешивались вдоль стены как шпалеры - без промежутка. Цвет, линия и изогнутая поверхность становятся не основным средством выражения, а основным содержанием творчества, в котором на первом месте оказывается натюрморт (А. Куприн, P.P. Фальк), на втором - пейзаж. Исчезает всякая культурно-литературная наполненность и сюжетность. Единственная не нейтральная среда, к которой обращаются П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов и особенно М. Ларионов и Н. Гончарова, - простонародный быт. Правда, изысканность некоторых натюрмортов Куприна роднит его с "голуборозовцами". Н.И. Альтман, В.Д. Баранов-Россине, P.P. Фальк и А. Лентулов впадают в мягкий аналитический кубизм, сохраняющий предметность и тело. Д. Штернберг сближается по манере с фовизмом, используя геометрически упрощенные пятна предметов, сохраняющие индивидуаль-ностные особенности ("Завтрак", 1914г.; "Красный натюрморт", 1915 г.).