Мир Тьмы: через тернии - к звёздам!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мир Тьмы: через тернии - к звёздам! » Культура » История культуры. Первобытность


История культуры. Первобытность

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

2

Предпосылки возникновения

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

3

Наскальная живопись и миниатюрная скульптура

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
• каменная скульптура;
• наскальная живопись;
• глиняная посуда.

Свернутый текст

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.
Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.
И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.
Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного — анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, медведя, змеи).
Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.
При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.
В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.
Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

4

Геометрический орнамент

Особая область первобытного искусства — орнамент.
Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены украшенные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.
Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика.
Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.
Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира, Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.
Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.
Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

5

Неолитическая революция

Еще большее развитие культура получает после так называемой неолитической революции.
Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.).
Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы.
Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности — два важнейших культурных достижения.
В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.
Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

6

Зарождение архитектуры

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие — на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки — временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже — в период древневосточных цивилизаций — архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

Свернутый текст

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.
Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).
Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.
Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.
На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV—III тыс. до н. э., позднейшие — XIV—XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.
Мегалиты (от мега... и ...лит) — культовые сооружения III—II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина III — начало II тысячелетия до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы — бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III—II тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.

7

Матриархат и патриархат

Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.
В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.
Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу — богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.
Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери, В Месопотамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода.
Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

8

Следы первобытного времени

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.
Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время позднего палеолита - примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Главными «живописцами» той далекой эпохи стали кроманьонцы, населявшие Западную Европу в те времена. Средства к существованию они добывали в основном групповой охотой на мамонтов, пещерных медведей, волосатых носорогов, зубров, оленей, диких лошадей. Именно они оставили на стенах пещер свои рисунки, сделанные при помощи естественных красителей и окисей металлов. Краску они наносили либо руками, либо при помощи кисточки из трубчатой кости с пучком шерсти какого-нибудь из диких животных на конце, а иногда и просто выдували цветной порошок через трубчатую же кость. Ученые считают, что подобная пещерная живопись имела не только декоративные цели. Изображения животных, вполне возможно, охотничьи племена использовали и для совершения разного рода религиозно-магических церемоний.

Свернутый текст

Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом-тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.
Для неолита, энеолита и раннего бронзового века в Европе еще более характерны мегалитические постройки (от греческих слов «мега» - большой и «литос» - камень). Это гигантские, особенно по тем временам, сооружения различной формы: дольмены (гробницы с каменными столбами и перекрытиями), менгиры (отдельные вертикально поставленные камни), кромлехи (круговые менгиры), каменные ящики и галереи. Древние люди сооружали их из одного или многих блоков необработанного, а иногда и грубо обработанного камня. В большинстве своем эти постройки служили для погребений или были связаны с погребальными культами. Но некоторые из них, по мнению ученых, были своего рода астрономическими обсерваториями. Понятно, что мегалиты сооружали коллективно - целыми родами и племенами, ведь их возведение требовало огромной затраты мускульной силы.
Мегалиты получили в Западной Европе широкое распространение. Имеющиеся карты свидетельствуют о том, что главная полоса их местонахождения протягивается вдоль побережья Атлантики, ее морей и заливов - от Португалии и Испании, через Францию, Ирландию и Южную Англию до Дании и Южной Швеции. На этой территории обнаружены тысячи мегалитических построек: во Франции их примерно 5000, на Британских островах - около 2000, в Дании - около 3000. Это преимущественно могильники. Циклопических сооружений, естественно, значительно меньше. Но тем больший интерес они вызывают. В Списке объектов Всемирного наследия представлены два мегалита, относящиеся к числу самых уникальных. Это археологические памятники в долине р. Войн, а также Стонхендж (Стоунхендж) и Эйвебери.
Памятники первобытного времени в Европе
http://www.countries.ru/library/primitive/sled.jpg

9

Наскальные рисунки в долине реки Везер

Эта небольшая река, правый приток Дордони, протекает в западной части Центрального Французского массива. Видимо, в конце палеолита условия для жизни первобытных людей здесь были наиболее благоприятными. Во всяком случае, в долине этой реки удалось обнаружить 147 доисторических стоянок и 25 пещер с наскальной живописью. Среди них такие знаменитые, как открытая в 1864 г. пещера Кро-Маньон, где впервые были найдены скелеты кроманьонцев (отсюда и их название), пещеры Ла-Мадлен, Камбарелль, Лежери, Фон-де-Гом и др. Но, наверное, самая впечатляющая из них - пещера Ласко!
Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой войны здесь был создан музей.
Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Можно согласиться с автором книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым, который пишет, что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире».
Осмотр пещеры обычно начинают с так называемого Большого зала, где находятся изображения быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки скачущих лошадей. Во втором помещении своды украшены колоритными головами баранов и оленей, изображением большой черной коровы. А в третьей части пещеры внимание привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена охоты на бизона.
Уникальная древняя живопись пещеры Ласко уцелела во многом благодаря тому, что еще в доисторические времена вход в нее оказался заваленным. Но через два десятка лет после ее открытия на поверхности рисунков стал появляться зеленый грибок. Чтобы предотвратить его распространение, в 1963 г. власти закрыли пещеру для посетителей, а в соседней пещере создали музей Ласко-2, представляющий собой тщательно выполненную копию части изображений пещеры Ласко.

10

Пещера Альтамира

Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.
Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18 м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на спине.
Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана. Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть в Мадридском археологическом музее.
Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной перерыв примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него объектов относятся уже к концу неолита, к последующему медно-каменному веку (энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух районах Скандинавии и в Северной Италии.

11

Наскальные рисунки в Альте

Наскальные рисунки в Альте были обнаружены в 1973 г. на севере Норвегии, в Финмарке. Свое наименование они получили по Альта-фиорду, на берегах которого древние люди оставили более 3000 петрографических изображений. Многие из них с большим мастерством выполнены при помощи молотка и резца и хорошо сохранились. Естественно, что рисунки древних охотников и рыболовов отражают прежде всего их повседневную жизнь. На них преобладают фигуры северных оленей и лосей, самих людей, но есть и изображения медведей, птиц, рыб, лодок, рыболовных и охотничьих принадлежностей. Размеры петроглифов небольшие - от 20 до 40 см. В целом они содержат богатую информацию о людях той далекой эпохи, причем не только об их хозяйственной деятельности, но и о верованиях, практике шаманства. Как и для многих других народов Севера , для них было характерно поклонение медведю, а северных оленей и лосей они считали воплощением духов. В Альте работает музей, а сами эти земли находятся в собственности государства и в ведении Министерства по окружающей среде.

12

Скальные скульптуры в Тануме

Танум расположен в юго-западной части Швеции, на берегу пролива Скагеррак. Здесь на площади в 50 км2 люди бронзового века оставили сотни петроглифов и рисунков, отображающих их повседневную жизнь. Среди них изображения людей, животных, оружия, судов и др. Местные власти разработали план консервации этого «археологического ландшафта».

13

Петроглифы Валь-Камоники

Еще более богатая коллекция петроглифов была обнаружена уже в XX в. в итальянской Ломбардии, в предгорьях Альп, к северу от города Бергамо.
Эти петроглифы украшают стены пещер и отдельные песчаниковые глыбы в протянувшейся на несколько десятков километров Валь-Камонике (долине Камоника). Общее число обнаруженных здесь петроглифов достигает 170 тысяч! Однако важно не только их количество, но и то, что они отражают очень длительный период жизни и деятельности первобытных обитателей этого края. Самые древние из здешних петроглифов были высечены, по-видимому, 8000 лет назад. Изображают они преимущественно сцены охоты. В период неолитической революции среди них появились сцены крестьянского быта, религиозные сюжеты. С началом бронзового века возникли целые наскальные композиции, изображающие повседневную жизнь людей, военные сюжеты, похоронные и другие обряды. При этом техника наскальных изображений все время совершенствовалась. Последние петроглифы Валь-Камоники относятся уже к концу I в. до н.э., когда эта территория была завоевана римлянами, которые вынудили местное племя покинуть обжитые места.

14

Археологические памятники в долине реки Бойн

Эта небольшая река протекает в Ирландии, в приморском районе, расположенном к северу от Дублина. В ее долине обнаружено несколько могильных курганов, а также отдельно стоящих каменных глыб, относящихся к так называемой культуре Бойн. По-видимому, в давние времена эту долину считали священным местом. Центром всего здешнего мегалитического комплекса безусловно служит Ньюгрейндж.
Ирландцы, обнаружившие Ньюгрейндж в самом конце XVII в. в поисках строительного камня, долгое время считали его гробницей кельтских королей.
Только потом было доказано, что это захоронение относится к четвертому тысячелетию до новой эры, то есть оно старше египетских пирамид. В Списке объектов Всемирного наследия Нью-грейндж охарактеризован как самое большое и наиболее важное из мегалитических сооружений Европы.
Действительно, это огромное сооружение-дольмен, имеющее в длину 60 -80 м и в высоту 11 м, сложено из 200 тыс. тонн камней, а сверху покрыто землей и белой кварцевой галькой. От входа в глубь дольмена ведет 18-метровый коридор, сложенный из каменных плит. Он скрывает путь к собственно погребальной камере с ритуальной чашей и тремя нишами, украшенными каменной резьбой. Над входом, ориентированным на юго-восток, находится отверстие - окно, через которое солнечные лучи могут проникать к внутренней камере, но только один раз в году -в день зимнего солнцестояния, да и то лишь на 17 минут. С чем это связано? Почему в Ньюгрейндже захоронены всего пять человек? Как древние люди смогли доставить сюда такие огромные каменные блоки? Ответов на эти вопросы пока нет.

15

Стонхендж, Эйвебери и окружающие поселения

Эти объекты Всемирного наследия находятся в юго-западной части Англии, в графствах Уилтшире и Дорсете. Относительно их происхождения и назначения было выдвинуто немало гипотез: от причисления их к обрядовым местам кельтских жрецов - друидов до отнесения к взлетно-посадочной площадке инопланетян. По современным представлениям, объекты этого района были созданы неолитическими племенами, которые пришли сюда примерно за 3000 лет до н.э., по-видимому, с Пиренейского п-ова. Как правило, это культово-погребальные мегалитические постройки.
Наиболее известен из них Стонхендж, расположенный неподалеку от г. Солсбери. По форме это кромлех -сложная круговая постройка. Ученые считают, что создавали ее в три этапа. На первом этапе (3100 - 2600 гг. до н.э.) здесь возникло окруженное земляной насыпью и рвом святилище, где производили сожжение трупов. На втором этапе (около 2000 г. до н.э.) на пространстве внутри рва были установлены двумя концентрическими кругами 80 так называемых голубых камней - тесаных глыб из доломита. Наконец, на третьем этапе (около 1800 г. до н.э.) из голубых камней был сооружен внешний круг, а в центре их заменили столбами из песчаника. Именно в это время Стонхендж («висячие камни») приобрел свои окончательные формы. В средней части площадки поставили пять пар вертикальных камней, перекрытых сверху такими же каменными глыбами (трилиты). Вместе они имели вид подковы, которая была окружена кольцом из 30 каменных монолитов массой по 25 т и высотой 4,5 м. Внутри подковы поставили каменный алтарь. Именно это сооружение, хотя и в далеко не полном виде, дошло до наших дней.

Свернутый текст

Что касается назначения Стонхенджа, то этот вопрос пока остается спорным. Совершенно очевидно, что он был местом жертвоприношений и захоронений, то есть был связан с культом мертвых. Но по всей видимости, это было также место ритуального поклонения Солнцу. Во всяком случае весь этот каменный ансамбль обращен к той точке на северо-востоке, где 21 июня, в день летнего солнцестояния, появляется Солнце. Некоторые ученые считают, что Стонхендж мог выполнять функции древней обсерватории. «А вот связь святилища с культом друидов, - пишет Томас Фрезер в своей книге «Сокровища человечества», - вовсе недоказуема, поскольку кельтские жрецы появились в этой местности больше чем через 1000 лет после возникновения мегалитов». Между прочим, новоявленные «друиды» до недавнего времени в ночь с 21 на 22 июня устраивали здесь свои шествия, закутываясь в белые балахоны.
Мегалит в соседнем со Стонхенджем Эйвебери также представляет собой гигантский кромлех. Современные исследователи считают, что внешний круг насчитывал здесь около 100 каменных глыб и был опоясан очень широким рвом. Вместе с двумя внутренними кругами и ведущей к памятнику дорогой общее число камней достигало 274. Однако камни здесь неотесанные и не украшенные узорами. Считают, что они были установлены примерно в 2600 г. до н.э., хотя культовые обряды осуществляли здесь и до этого. Тайны каменных колец Эйвебери также до конца еще не разгаданы. Возможно, что древние люди поклонялись здесь Солнцу и Луне. Возможно, они считали это место символом женского и мужского плодородия.
Естественно, что ученых занимал также вопрос о том, каким образом удалось древним людям доставить в этот район огромные каменные монолиты. Что касается Стонхенджа, то вероятнее всего сотни мужчин при помощи катков и канатов из бычьего волоса тянули их сюда из каменоломни на расстояние более 30 км. Но не исключают версию о доставке их к берегам Корнуолла морским путем из Уэльса.

16

Мегалитические постройки на Мальте

В XIX - XX вв. на о. Мальта и соседнем о. Гоцо археологи обнаружили впечатляющие следы древней мегалитической культуры. Как было установлено, она существовала здесь примерно с 4000 до 1800 г. до н.э. В течение этого длительного периода было возведено более 20 мегалитических святилищ-храмов, некоторые из которых относительно хорошо сохранились и теперь служат объектами туризма. Это типичные мегалитические (циклопические) постройки, возведенные из больших каменных глыб без применения связующего раствора. Они имеют много общих черт, характерных для Средиземноморья бронзового века. Например, все святилища ориентированы строго на юго-восток и в дни солнцестояния свет падает прямо на их алтари. Наряду с этим каждое святилище имеет и свои индивидуальные черты: одно высечено в скале, другое известно женскими статуями огромных размеров, олицетворяющими культ женщины и плодородия, характерный для Средиземноморья той эпохи, третьи - очень высокими стенами.
Отдельной строкой в Списке выделено святилище Хал-Сафлиени на о. Мальта. Оно находится на юго-восточной окраине Валетты и представляет собой некрополь-катакомбу, относящуюся к середине третьего тысячелетия до новой эры, где обнаружены несколько тысяч древних захоронений.
Другой строкой обозначены святилище Гжантия на о. Гоцо и некоторые другие мегалитические постройки. Святилище Гжантия было сооружено в середине IV в до н.э., то есть на тысячу с лишним лет раньше, чем пирамида Хеопса. Оно расположено на вершине холма, где хорошо сохранились помещения с каменной кладкой и глыбами-монолитами.
Известны также святилища Хаджар ИмДарксин, Мнайдра. Святилища Гжантия и Хаджар Им были обнаружены археологами еще в начале XIX в., святилища Хал-Сафлиени и Тарксин - уже в начале XX в.

17

Нуракси в Барумини

В 1997 г. Список Всемирного наследия пополнился еще одним объектом, относящимся к первой половине первого тысячелетия до новой эры. Это древние оборонительные сооружения особого типа - нуракси. Они представляют собой сложенные из камня конусообразные башни с внутренними помещениями. Такие сооружения в бронзовом веке были распространены в Средиземноморье. Но подобный комплекс в районе местечка Барумини на о. Сардиния относится к числу наиболее хорошо сохранившихся.


Вы здесь » Мир Тьмы: через тернии - к звёздам! » Культура » История культуры. Первобытность