Мир Тьмы: через тернии - к звёздам!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мир Тьмы: через тернии - к звёздам! » Культура » Религии Японии


Религии Японии

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

2

Древняя мифология

Источники изучения древнейшей религии японцев весьма скудны и ненадежны. Мифологические и легендарные рассказы содержатся в японских летописях "Кодзики" и "Нихонсёки" ("Нихонги"), составленных в VIII в. н. э.
По космогонической теории японских жрецов, вначале были небо и земля, Они породили сначала трех богов, потом еще двух; далее еще пять пар богов появились друг за другом. Но эти боги представляли собой лишь отвлеченные понятия и не были предметом культа. Только последняя из этих пар богов имеет определенные имена и образы: это супружеская чета Исанаги и Исанами. Исанаги рисуется творцом и демиургом, создавшим землю, и в частности Японские острова. Острова он создал, стоя со своей супругой на небесном мосту и возмущая море длинным копьем: от капавшей с копья морской воды и произошел первый остров, потом так же были созданы и другие. Вслед за тем Исанаги создал из своего левого глаза солнце, солнечную богиню Аматерасу, одно из важнейших почитаемых японцами божеств. Богиня Аматерасу считается, в частности, предком императоров Японии, и прежде всего первого из них - Дзиммутенно (полулегендарная личность, относимая к VII в. до н. э.). Исанаги создал и других богов: луны, бури, ветра и пр. Миф рассказывает о борьбе Аматерасу с богом бури Суса-но-во ("неистовый муж"); последний был побежден и изгнан с неба на землю, в область Идзумо (юго-западная часть острова Хонсю); эта область и позже осталась главным местом почитания Суса-но-во. Некоторые исследователи (Карл Флоренц) видят в этом мифе отражение борьбы между древними племенными группами - племенами кюсю и идзумо

3

Древнейшая религия

Все это, однако, мифы позднейшего сочинения. В действительности древнейшая религия японцев - до объединения страны в первые века н.э. - отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялась воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей - ками. Слово "ками" буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков (впоследствии культ предков у японцев развивался под сильным влиянием буддизма) или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображений ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши - эмблемы божеств. По мере разложения родового строя выделялись профессиональные жрецы - гадатели (ура-бэ) и заклинатели (ими-бэ).

4

Китайское влияние и буддизм

Эта древняя религия японцев в дальнейшем, с развитием общественного строя, подверглась изменениям. С IV в. в результате расширения сношений с Китаем оттуда начали проникать в Японию конфуцианские идеи. В середине VI в. в Японии появились переселившиеся из Кореи последователи и проповедники буддизма. После образования централизованного Японского государства в середине VII в. ("переворот Тайка" в 645 г.) императоры (тенно) стали усиленно поддерживать буддизм, надеясь найти в нем опору своей власти. В "период Нара" (VIII в.) буддизм ("религия Бутсу", как называли японцы) превратился в строго централизованную государственную религию Японии. Ее жрецы - монахи - назывались бозу (отсюда "бонза").

5

Шинтоизм и буддизм

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-михи, дословно - "путь ками", то есть "путь (местных) богов", или, по-китайски, шин-то (то же значение); последнее слово вошло и в европейские языки.
Шинтоизм подвергся сильному влиянию буддизма. Шинтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и шинтоистские храмы, хотя и более простые; шинтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд трупосожжения (в древности умерших в Японии зарывали в землю). Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки для шинтоистских богов - ками; иногда этих ками даже просто отождествляли с буддистскими божествами. С другой стороны, и шинтоистский пантеон пополнялся буддистскими божествами. В IX в. возникли секты санно яриобу, стремившиеся слить воедино буддизм и шинтоизм. Чистых буддистов, как и чистых шинтоистов, в Японии оставалось мало. Однако остались следы антагонизма между обеими религиями: например, в шинтоистских храмах запрещалось произносить слова, относящиеся к буддистскому культу (Будда, пагода, монах и пр.).
С конца XII в. военно-феодальная аристократия захватила всю власть в стране в свои руки, оставив императорам только религиозные функции. Микадо по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини Ама-терасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна несколько веков была в состоянии феодальной анархии. Аристократические кланы воевали между собой. Некоторые из крупных феодалов (даймио) пытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров и с этой целью обращали своих подданных в христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные войной и доведенные до отчаяния, добровольно крестились. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы, объединившие вновь Японию, - Хидеёси, а затем клан Токугава - начали преследовать христианство, изгонять миссионеров.
Для закрепления своей власти новые правители Японии - сегуны из клана Токугава - всемерно препятствовали общению японцев с чужеземцами. Они стремились опереться на старые японские традиции, отрешиться от китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к старой шинтоистской религии. Этому способствовало и то, что буддистские бонзы, вмешавшиеся в годы смут в феодальные междоусобицы и переставшие следовать правилам своей религии, к этому времени утратили часть прежнего авторитета в народе.

6

Шинтоизм и буддизм после 1867 г.

"Переворот Мейдзи" 1867-1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию шинтоизма. Это было вполне естественно, так как именно шинтоизм проповедует божественность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить шинтоизм единственной религией Японии (1868). Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе религии: из шинтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. в Японии была объявлена свобода вероисповедания.
С этого времени чистый шинтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные праздники, обряды - шинтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются: например, рождение детей сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка поручают покровительству шинтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. Есть и некоторое географическое размежевание культов: традиционный центр шинтоизма - провинция Идзумо, где, как говорят, каждый камень связан с шинтоистскими мифами и легендами; другая шинтоистская провинция - Сутсума, где буддистские бонзы в прошлом скомпрометировали себя нелояльностью к местным князьям. В остальных провинциях Японии более силен буддизм

7

Сущность шинтоизма

В отличие от буддизма с его сложной и утонченной религиозно-философской догматикой, шинтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.
Основной стержень шинтоизма - догмат о божественности императорской власти. Император (микадо, тенно)- потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле. Дворец императора - святилище. Гробницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.
Крупную роль в шинтоизме играет и семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками (общее название для всех духов и богов), и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь - ками-дана - с небольшим шкафчиком (мийя) для табличек умерших (китайское влияние).
Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах говорится о "800 мириадах", то есть о 8 миллионах ками (число "8" - священное у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца), Суса-но-во (бог бури), Инари ("рисовый человек", покровитель земледелия; изображается с двумя охапками рисовых колосьев и часто с лисицей). Видное место в шинтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы; среди них на первом месте - Фудзияма. Сохранились следы древнего культа животных, особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки фаллического культа.

8

Шинтоистский культ

Шинтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. Наружная ограда их всегда имеет ворота (тории) с высокой поперечной балкой. В главном святилище храма хранятся фетиши - эмблемы божеств: зеркало, меч и др., а также гохеи - белые бумажные ленты на бамбуковых палочках - замена священного дерева с развешанными на нем жертвенными лоскутками. К наиболее известным шинтоистским храмам (в округе Идзумо, в Ямада, провинции Изе и др.) сходятся в определенные дни десятки тысяч паломников.
Шинтоистские жрецы - каннуши - передают свою должность по наследству, от отца к сыну; но они обычно занимают одновременно и какие-нибудь светские должности. Жрецы делятся на восемь рангов. Высший из них - саи-шу - занят лицами княжеского происхождения.
Шинтоистский культ очень прост: он сводится к произнесению молитвенных формул - норито - и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. п.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с божеством. Важную роль в шинтоистском культе играет обрядовая чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31 декабря, устраиваются всенародные очистительные церемонии. Нечистым же в шинтоизме считается особенно кровь и все связанное со смертью.
Этика шинтоизма чрезвычайно проста. Главная моральная заповедь - безоговорочное повиновение императору. Самыми тяжкими грехами считаются, что очень характерно для земледельческого народа, порча ирригационных сооружений, плотин, а также чрезмерная жестокость к животным (о человеке ничего не говорится) и загрязнение экскрементами священных мест. Такую крайнюю несложность моральных предписаний сами шинтоисты объясняют иногда тем, что японцы-де - народ от природы нравственный и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.
Шинтоистская религия вообще целиком обращена лицом (как и конфуцианство) к земной жизни и потусторонним миром мало интересуется. Суть ее - религиозное освящение исторически сложившегося в Японии социально-политического строя.
С XIX в. в шинтоизме образовалось несколько новых сект. Одни из них узкоинтеллигентские, другие охватывают более широкие массы народа. Наиболее распространена секта тенрикио-кваи; члены ее почитают выше всех богов божественную силу тенри; они устраивают экстатические пляски для исцеления больных


Вы здесь » Мир Тьмы: через тернии - к звёздам! » Культура » Религии Японии