История культуры. Античность
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться22010-02-21 16:22:40
Значение античной культуры
Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
Поделиться32010-02-21 16:23:09
Античность как понятие
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив осебе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.
Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.
Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
Поделиться42010-02-21 16:23:40
Книги и библиотеки в античности
Слово "библиотека" — греческого происхождения. "Библос" означает "книга" (ср. слово "Библия", т.е. "[Священная] книга"), "теке" — "склад, хранилище" (ср. производные от этого корня: аптека, картогедя, фонотека, дискотека и др.). В прошлом уроке уже упоминалась крупнейшая общественная библиотека античности — Александрийская. Столь же знаменитой была Пергамская библиотека. Было и много других библиотек поменьше — городских, школьных, — были и частные, домашние собрания книг. Что же это были за библиотеки? Что за книги там хранились, как они выглядели и на чем были написаны?
Любопытно, что первое и исконное значение латинского слова liber — "лыко", а уже второе — "книга". Значит, первоначально римляне писали, делали записи на коре деревьев (интересная параллель - берестяные грамоты в древнерусском Новгороде).
Известно, что основой для письма людям издревле служили самые разнообразные материалы: скалы, каменные плиты, кора деревьев, пальмовые листья, глиняные таблички, таблички из бронзы, свинца, олова и других материалов, наконец, папирус из Египта и пергамен (не путать с пергаментом — современным видом упаковочной бумаги), названный так по городу Пергаму в Малой Азии, где во II веке до н.э. было налажено производство писчего материала из телячьей кожи. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с изготовлением бумаги, да и позже, пергамен оставался здесь главным писчим материалом.
И в Греции, и в Риме писали в основном на папирусе и на пергамене, которые сначала изготавливались в виде свитков, наматывавшихся на деревянную палку, вкладывавшихся в специальные футляры и хранившихся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные "тетради" (по-гречески "четверки"). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали "том" или "кодекс".
Уже с V века до н.э. в Афинах были книготорговцы, что говорит о широком хождении книги как товара и о том, что они переписывались во многих экземплярах (для этого издатели содержали большой штат переписчиков).
В Риме первые богатые частные библиотеки появляются во II—I веках до н.э. В I веке до н.э. Гай Юлий Цезарь задумал устроить в Риме первую общедоступную библиотеку. Известно, что в правление императора Константина в IV веке н.э. в Риме было 28 публичных библиотек.
Поделиться52010-02-21 16:24:03
О гимнасиях и гимназиях
Название "гимнасий" происходит от греческого слова gymnos, что значит "голый, обнаженный". Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Самым просторным залом в гимнасий был эфебион — помещение, в котором атлеты занимались борьбой, проводили кулачные бои. При эфебионе находились комнаты, где натирались песком и умащивали тело маслом. На спортивных площадках и стадионах при гимнасиях играли в мяч, состязались в беге и прыжках. Чтобы после длительных упражнений и тренировок люди могли смыть с тела пыль, пот и масло, тут же располагались бани с горячей и холодной водой, с парными и бассейнами. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасии, построенном в месте, носящем имя героя Акадёма. А неподалеку от Афин находился Ликей (совр. Лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасии.
Со временем помещения для гимнасиев становились все более обширными, к ним прибавлялись крытые колоннады и стадионы, где можно было упражняться зимой. Комнаты для отдыха — экседры — украшались произведениями искусства, в залах с бассейнами появились мозаичные полы и мраморные статуи. Повсюду в гимнасиях стояли изображения бога Гермеса, покровителя ловких и сильных гимнастов.
Римляне после завоевания Греции стали называть гимнасиями свои школы. Спортивных же сооружений подобного рода римляне не знали. Гимнастикой и спортивными упражнениями они занимались первоначально на Марсовом поле или на Форуме. Со временем гимнастические площадки стали строить при термах (так назывались римские бани), которые по своему внутреннему устройству напоминали греческие гимнасии. В термах не только мылись, но и отдыхали, развлекались, вели ученые беседы, встречались с известными людьми, слушали речи и выступления знаменитых философов. Там располагались буфеты, лавочки с товарами и даже библиотеки. Термы посещались римлянами почти ежедневно и служили местом деловых и дружеских встреч.
Название же гимнасии, некоторое время сохранявшееся для римских школ, вновь приобрело прежнее значение уже в средние века, когда открытые в Европе (в Италии и Франции) университеты стали именовать Гимназиями или Академиями.
Позже академическими гимназиями было принято называть латинские школы. В XVI—XVII веках такие школы повсеместно распространились в Германии, в начале XIX в. название Гимназия присваивалось только тем из них, которые давали ученикам право на поступление в Университет. В России в XVIII в. для детей дворян были открыты три академические гимназии, позже их стало больше, появились прогимназии и женские гимназии. К началу XX века в России уже было около 500 гимназий, ученики, окончившие их, принимались в Университет без экзаменов, по конкурсу аттестатов.
Поделиться62010-02-21 16:24:34
Памятники античности
Еще в конце неолита в Европе начался переход от стадии дикости и варварства к первым цивилизациям. Проявления такого перехода прослеживаются уже в третьем и втором тысячелетиях до новой эры. Но все же временем расцвета древних цивилизаций принято считать первое тысячелетие до новой эры и первую половину первого тысячелетия новой эры. Это объясняется последствиями неолитической революции, наступлением медного (достаточно вспомнить Гомера, в поэмах которого почти на каждой странице упоминается то мед-ноострое копье, то медный щит, то даже «меднобогатый град»), а затем бронзового века. Но особенно большую роль в наступлении этапа древних цивилизаций сыграл переход к железному веку, произошедший как раз в начале первого тысячелетия до новой эры. Применение железа дало новый стимул развитию производства, вызвало к жизни новые формы хозяйственной деятельности людей.
Не меньшие изменения произошли в этот период и в духовной сфере, касающейся образа жизни человека, его быта, обычаев, нравов, представлений о морали, переоценки ценностей. Изменились и взаимоотношения в семье и обществе, возник новый тип сознания. Произошло становление государственности, связанное с переходом к первому классовому обществу - рабовладельческому.
Впрочем, все сказанное никак нельзя отнести к Европе в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему находилась на стадии варварства. Когда говорят о переходе к этапу цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья, где сложилась греко-римская цивилизация, которую итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной (от лат. «антиквис» - древний).
Точнее, видимо, было бы вести речь о трех последовательных цивилизациях в этом регионе. Во-первых, о древнегреческой (третье тысячелетие - конец IV в. до н.э.) с подразделением ее на древнейший, гомеровский, архаический и классический периоды. Во-вторых, об эллинистической (конец IV - I в. до н.э.), представлявшей своего рода симбиоз греческой культуры с культурами Древнего Востока и территориально вышедшей далеко за пределы Европы. И, в-третьих, о римской цивилизации (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), которую в свою очередь подразделяют на этрусский, царский,республиканский и императорский периоды. Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия.
И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма и памятники Древнего Рима.ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА
Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».
Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.