Так продолжалось... приблизительно до XI-XII века. Но именно в эти века возникло и быстро распространилось еретическое движение мистически-анархического характера, занесенное с Востока и грозившее потопить еще не окрепшие устои европейской цивилизации. Эта фанатичная и антиобщественная секта была сперва известна в Восточной империи, где подвергалась самым суровым репрессиям со стороны государственной власти (в Константинополе происходили не раз массовые казни этих сектантов-павликиан), а затем перебросилась в разные страны восточной и южной Европы, где стала известной под разными наименованиями: в славянских странах эти сектанты были известны под названием богомилов, а в западной Европе они назывались катарами, позже альбигойцами... Антиобщественный характер секты всюду вызывал против нее гонения со стороны гражданских властей; и не Церковью, а именно гражданскими властями были зажжены первые костры для истребления этих еретиков. Гражданские власти сами требовали вмешательства Церкви в это дело, а кроме того раздражение народных масс против... сектантов выливалось в формы иногда жестоких самосудов. Фактически к началу XII века некоторые страны южной Европы, и в особенности южная Франция, были почти в состоянии гражданской войны, причем к борьбе за религиозные идеи примешивались, как всегда, и разные другие поводы к взаимной ненависти. Вмешательство Церкви, как общепризнанной тогда высшей духовной власти, было неизбежно и необходимо: для выяснения точных фактов отступления от веры помимо прочих обвинений. С этой целью была учреждена в 1184 г. Инквизиция, название которой означало "Розыск". Она так была названа потому, что инквизиторам поручалось расследование дел об ереси; если обвиняемый оказывался... по мнению судей, еретиком, то на него налагались различные церковные взыскания и обязательство покаяния, а в случае упорства он передавался гражданским властям для предусмотренного законом наказания.
Быть может нет такого исторического явления, о котором было бы написано столько злобного вздора, как об инквизиции. На нее сваливают все грехи тогдашнего... времени, все жестокости тогдашнего не ею установленного законодательства. Антирелигиозная литература вымышляет совершенно фантастические цифры ее жертв, говорит о миллионах несчастных замученных ею! И притом на католическую инквизицию валят все эксцессы когда-либо совершенные не только над еретиками, но позже и над колдунами.
Во всем этом надо разобраться. Во-первых, в истории инквизиции следует различать несколько периодов охарактеризованных разными условиями ее деятельности. Во-вторых, надо твердо понять, что инквизиционный суд был не более суров, чем гражданские суды того времени, а наоборот часто оказывался более мягким. Из множества дошедших до нас протоколов этих судов видно, что дела большей частью заканчивались наложением покаяния, а смертный приговор выносился сравнительно редко. Так например из 75 приговоров вынесенных за 100 лет инквизиционным трибуналом города Памье (в южной Франции) только 5 закончились передачей гражданским властям для казни. Из 930 приговоров произнесенных знаменитым инквизитором Бернаром Гвидонским, лишь 42 завершились этой формулой... Имелось не мало случаев оправдания обвиняемых. Наконец, надо добавить, что по своему составу инквизиционный суд был окружен кое-какими гарантиями от абсолютного произвола: решение выносилось инквизитором не единолично, к участию в рассмотрении доказательств виновности приглашались заседатели из местных граждан, и т.д. Но главное, следует различать разные периоды и разные условия действия инквизиционных судов.
В... течении всего XIII века эти суды ведали только борьбой против грозно развившейся антиобщественной секты, подавление которой состоялось лишь после длительной и кровавой борьбы между южной и северной Францией. Автор нашумевшей в наше время Истории Инквизиции, Ли, крайне враждебный Церкви, принужден все же признать, что торжество... секты привело бы Европу к одичанию, и добавляет: "Какой бы ужас нам ни внушали средства борьбы, и какую бы жалость мы бы не испытывали к людям павшим жертвой за свои убеждения, мы должны все же признать без колебания, что здесь борьба за Церковь была борьбой за цивилизацию и прогресс..."
Как последствие этой борьбы, в следующем, XIV веке инквизиция действовала особенно во Франции, но здесь, к сожалению, она подпала под фактическую власть французских королей и не раз была ими использована в борьбе против их врагов (например в печально известном процессе духовного ордена Тамплиеров, осужденных церковным судом под давлением короля). А в конце следующего XV века в Испании королевская власть добилась учреждения особой инквизиции, ей подведомственной, для борьбы с пережитками мусульманства и с частыми тогда совращениями в иудейство. Эта испанская инквизиция допустила много злоупотреблений и эксцессов, порицаемых самими Папами римскими; большинство нареканий против инквизиции относится именно к ней, но и эти нарекания непомерно преувеличены.
Наконец, в конце того же XV века, инквизиционным судам в Германии, а затем в Италии, была поручена борьба с колдовством, принявшим тогда форму грозной эпидемии. Европа тогда была охвачена почти повальным увлечением колдовскими действиями отнюдь не безвредного вида. Вероятно на то были причины и физиологические (ряд неурожаев и голодовок,... эпидемия чумы, унесшая треть населения Европы в XIV веке и поразившая воображение масс), и психологические, связанные с первыми открытиями некоторых тайн природы, возбудившими одновременно и суеверный страх, и мечтания о безграничной власти человека над материальными силами. Как бы то ни было массовое увлечение колдовством и применение магических действий к сведению личных счетов было тогда повсеместным явлением, принявшим действительно опасные размеры. Это и вызвало приравнение колдовства к ереси, не допустимой ни церковными, ни гражданскими законами. Но здесь надо оговориться, что преследование колдунов вовсе не было делом одной только инквизиции: им ведали и гражданские суды, и особо учреждаемые экстраординарные суды в особо громких делах. Во Франции ведение колдовскими делами потребовал для себя парламент, и преследовал колдунов с беспощадной жестокостью. А в Германии, Англии и прочих странах, оторванных от Церкви Реформацией,... развернулись поистине страшные, массовые "процессы ведьм" XVI и XVII веков. Когда ныне в антирелигиозной литературе говорится об этих процессах, то неизменно связывают их с инквизицией, умалчивая о том, что борьба против колдунов достигла своего апогея именно там, где Церковь и ее суды были уже бессильны. И конечно никто не вспоминает или не знает о том, что именно представители (католической) Церкви протестовали против вопиющих злоупотреблений, допущенных в этих процессах, против недоказанности обвинений, против ...суеверий, приведших к смерти на костре тысячи невинных или больных женщин. Первым горячим защитником этих несчастных жертв выступил в начале XVII века иезуит Фридрих фон-Шпее, и его благородный голос был подхвачен иезуитами Таннером, Бузеем, Роберти, Пинамонти и др.
Значит ли это, что мы отрицаем возможность злоупотреблений и ...ошибок в процессах разбиравшихся церковными судами? Конечно нет ...церковные суды могли ошибаться как всякие иные суды: судьи были на уровне знаний и мнений своей эпохи. Но при всяком разборе исторических фактов, относящихся к колдовским процессам, надо прежде всего иметь ввиду следующие принципы:
Во-первых: судебный приговор не есть выражение вероучения Церкви, а лишь применение такового в меру разумения самих судей, почему тут и возможны ошибки, отнюдь не колеблющие авторитета Церкви, - непогрешимого в вопросах догматических, а не дисциплинарных.
Во-вторых: в колдовских процессах преследовались злонамеренные действия, а не научные занятия.
В-третьих: колдовство действительно часто носило злонамеренный характер, о чем свидетельствуют многочисленные процессы с неопровержимыми фактами отравлений, убийства младенцев с целью использования их крови для магических заклинаний, отвратительного разврата и садизма при совершении колдовских действий, и т.д. Все это засвидетельствовано и процессами гражданских судов, как например известным процессом конца XVII века во Франции (так называемое "дело отравителей"), руководимым знаменитым министром Кольбером без всякого участия духовных лиц, и на котором выявились возмутительные, непередаваемые подробности всяких извращений под формой магических действий.
В-четвертых: вера в магические чары тогда была всеобщей и разделялась самыми умными учеными и трезвыми людьми того времени. Усматривать в ней... суеверие начали только в XVIII веке, но именно это огульное отрицание всякой возможности злостного внушения, действия на расстоянии и т.п. было ошибкой. В эту ошибку впали все "просветители" XVIII века, ее повторяла вся позитивная наука XIX века, пока научное изучение нервно-психической жизни человека не показало, какие бездны неведомого содержатся в нас... незрячими фанатиками оказываются... при свете наших теперешних знаний, именно те люди, которые на основании кое-каких то скудных знаний о природе человека решали сплеча все связанные с этой природой вопросы, и слепо отвергали всякую возможность нахождения в ней сил им непонятных. В этом - главное оправдание тех судей, которые наоборот в эту возможность верили, хотя в практическом применении своего мнения они может быть и иногда тяжко ошибались.
Мы долго задержались на обвинениях, кидаемых Церкви, чтобы показать, насколько преувеличены в них размеры ошибок или злоупотреблений. Это вовсе не означает, что мы отрицаем самый факт злоупотреблений и заблуждений. Они были неизбежны на долгом историческом пути Церкви, от них не мог быть свободный ее человеческий, земной лик. Но есть у ней иной лик, мир духовного света, и его отражением была и остается великая культурная роль Церкви, отрицать которую могут только люди вообще не знакомые с историей. Мы здесь вкратце напомнили лишь историю развития под ее сенью человеческих знаний; но нельзя забывать, что она давала не только знания: она одухотворяла само человеческое познание, учила усваивать не одни только чувственные восприятия, и этим возносила человеческий разум до высот, достигнутых лучшими ее сынами и святыми. Она показала чем может стать человек, если развитие ума у него идет параллельно с развитием духовной жизни... (стр.287-294).