В послеримской Европе хранение текстов стало заботой монастырей. История средневековых библиотек знает несколько исключительных примеров, в т.ч. собрание монастыря Виварий на Юге Италии, основанного в 555 году, или библиотека монастыря бенедиктинцев в Монте Кассино, основанного в 529 г. Но «чаще всего монастырская библиотека периода раннего средневековья представляла собой явление достаточно скромное (особенно в сравнении с библиотекой античной) – книги нередко умещались в одном сундуке»[1,38]. Фонд, пополнение и хранение которого давалось очень тяжело, состоял в основном из одного или нескольких десятков богослужебных текстов, предназначенных для их копирования и распространения для нужд других монастырей и церковных учреждений.
С XII века основные институты средневековой цивилизации сосредотачиваются в городах. Кафедральные соборы хранят и копируют в своих библиотеках списки Библии, патристическую и литургическую литературу. Основными образовательными учреждениями позднего Средневековья становятся университеты. Одним из первых был официально признан университет в Болонье (1158 г.), прославившийся своей юридической школой по изучению римского права. Основу университетского преподавания составляли лекции – чтение, собственно, диктовка с комментариями лектора избранных фрагментов нужных текстов студентам, которые под диктовку их и записывали. Книги, используемые в преподавании, собирались и копировались в университетских библиотеках. Причем, частью книг могли пользоваться студенты. В Парижском университете, согласно каталогу XIV века, было 1720 книг. Около 300 из них были предназначены для изучения студентами. Для этого, по обычаю того времени, книги в комнате для чтения были прикованы цепями к специально изготовленным пультам.
Средневековая библиотека не является самостоятельным учреждением, но входит необходимой частью в состав иных – богословских и образовательных – институтов. Библиотеки обеспечивают их функционирование путем хранения текстов, признаваемых основополагающими в контексте данной культуры, а также для их аутентичного (точного) копирования в целях изучения.