Мойры
Мойры ("часть", "доля"), в греческой мифологии богини судьбы. В представлениях греков мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете — фетише, носителе жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра, участника похода аргонавтов, была заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной его матерью. Желая погубить сына, мать бросила головню в огонь, где та сгорела, вызвав мучительную смерть Мелеагра. Со временем мойры понимаются как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено"); это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Наиболее распространенный миф — это миф о трех сестрах-мойрах, дочерях Ночи, породившей также Смерть, Гипноса, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена — Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"). Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием. Зевс и Аполлон называются также Мой-рагетами ("водителями мойр"). Эпитет Зевса "вершитель судеб" (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает, что верховный бог "знает человеческие дела и все то, что предопределяли мойры, и все, в чем они отказали". В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. В отличие от греческих мойр, печальных, погруженных в работу дев, римские парки — злобные человеконенавистницы. Обычно они представлены в образе ужасных старух-мойр. На офорте Франсиско Гойи Децима (слева) держит веретено в виде беспомощного младенца, Норта смотрит через увеличительное стекло, а Морта (крайняя справа) щелкает ножницами. Четвертая фигура возможно символизирует общее направление судьбы.