Мы переехали. Новый адрес: https://wodgalaxy. forum2x2. ru/forum. htm

Мир Тьмы: через тернии - к звёздам!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мир Тьмы: через тернии - к звёздам! » Культура » Мифология. Рим и Греция


Мифология. Рим и Греция

Сообщений 61 страница 90 из 182

61

Медея

Медея, в древнегреческой мифологии, волшебница, дочь колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса.
Согласно легенде о золотом руне, когда аргонавты прибыли в Колхиду, покровительствующие им боги наслали на Медею страстную любовь к предводителю путешественников Ясону. Герой обещал Медее взять ее в жены, за это она помогла ему добыть золотое руно, усыпив охранявшего сокровище дракона.
Волшебница бежала с Ясоном из Колхиды. Разгневанный царь преследовал беглецов. Для того чтобы его задержать, Медея убила своего брата Апсирта, разрезала его тело на куски и раскидала их по всему морю. Ээт прекратил погоню и стал собирать останки сына, чтобы предать их погребению.
Настигнутые преследователями на острове феаков Ясон и Медея поженились. После этого феакский царь Алкиной смог на законных основаниях отказать разгневанному отцу Медеи выдать ему дочь. Медея отправилась с Ясоном на его родину, где помогла мужу отомстить узурпатору Пелию за убийство отца и брата. Дочери Пелия, последовав совету волшебницы, изрубили отца на части и бросили их в кипящий котел. За такое коварство Медею вместе с мужем изгнали из страны.
Медея родила Ясону двух сыновей. Когда же он решил жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (в некоторых источниках - Креусе), коварная волшебница послала сопернице свадебное платье, облачившись в которое невеста сгорела заживо. Затем Медея умертвила своих детей и покинула Коринф.
В Афинах Медея стала женой царя Эгея, от которого родила сына Меда. Сын волшебницы убил царя и занял престол. По одному из мифов, Медея была перенесена на "острова блаженных", где стала женой Ахилла.
Медее приписывали способности оживлять мертвых, летать по воздуху на колеснице, запряженной крылатыми конями или драконами. Ее родство с богом солнца свидетельствует о том, что в древнейшее время Медею почитали как богиню.

62

Менады

Менады, ("безумствующие"), они же - вакханки, бессариды - персонажи древнегреческой мифологии.
Менад изображали полуобнаженными, иногда облаченными в шкуру пятнистого оленя, подпоясанную задушенными змеями.
Менады, украшенные виноградными листьями и плющом, всегда следовали за Дионисом. Они убивали диких животных и пили их кровь. Тирсами они сокрушали все на своем пути, выбивали из скал молоко и мед.
Часто жертвами вакханок становились случайные мужчины, которых истязали, подвергали сексуальному насилию и убивали. Женщин, встречавшихся им по пути, менады стремились увлечь за собой и приобщить к свите Диониса. Первое дошедшее до нас упоминание о менадах встречается в трагедии Еврипида "Вакханки".

63

Нарцисс

Нарцисс, в греческой мифологии необычайно красивый сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Когда родители вопросили прорицателя Тиресия о будущем ребенка, мудрец ответил, что Нарцисс доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей редкостной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был равнодушен ко всем. Среди отвергнутых им была нимфа Эхо, которая от горя высохла так, что от нее остался лишь голос. Оскорбленные невниманием Нарцисса женщины потребовали богов покарать его, и богиня правосудия Немезида вняла их мольбам. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев свое отражение в воде, влюбился в него. Юноша не мог оторваться от созерцания своего лица и умер от любви к себе. По преданию на месте гибели Нарцисса появилось поле удивительных растений и трав, в центре которого вырос целебный цветок, отмеченный строгой красотой, который и был назван именем юноши.

64

Пандора

Пандора ("всем одаренная"), в греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по велению Зевса, стремящегося отомстить людям, для которых Прометей похитил божественный огонь. Гефест вылепил ее, смешав землю с водой. Афина одела в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Женщину назвали Пандора, так как боги наделили девушку красотой, драгоценностями, нарядами. По замыслу верховного бога она должна была принести людям соблазны и горести, поэтому Зевс вручил ей запечатанный ларец, в котором были заключены все несчастья и бедствия. Спустившись на землю, любопытная Пандора не утерпела и сломала печать ларца, выпустив на волю ненависть, разочарование, боль, беды, болезни и пороки, дотоле неведомые человечеству. Но все же глава богов не хотел прослыть жестоким. В ларце оказалось чувство, способное победить любое зло — надежда.

65

Психея

Психея (греч. y u c h, "душа", "бабочка"), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Древние греки представляли себе души умерших в виде бабочки или летящей птицы. Души умерших в царстве Аида изображаются летящими, они представляются вылетающими из крови жертв, порхающими в виде теней и фантомов. Души умерших вьются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла при осаде Трои появляется в сопровождении вихря. Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота (Амура), возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез. В конце концов по воле Зевса любяшие соединились. Апулей в "Метаморфозах" пересказывает миф о романтической любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

66

Цирцея

Цирцея, Кирка, в греческой мифологии могущественная колдунья, дочь бога солнца Гелиоса и Персеиды. Отравив своего мужа, царя сарматов, она поселилась на волшебном острове Эя. По дороге из Трои на Эю высадился Одиссей, и магия Цирцеи превратила членов его команды в животных. Под защитой Гермеса Одиссей был неуязвим для колдовства красавицы и смог разрушить ее злые чары, а позже даже заручился поддержкой волшебницы. Проведя у Цирцеи счастливый год, Одиссей узнал у нее, как безопасно проплыть мимо сирен и пробраться между ужасной Сциллой и грозной Харибдой. Некогда Сцилла была соперницей коварной Цирцеи, которая превратила девушку в чудовище, приревновав ее к одному из своих божественных любовников. По некоторым сведениям, у Цирцеи от Одиссея был сын Телегон, нечаянно погубивший отца. В конце концов колдунья Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея, Телемаха.

67

Амазонки

Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком. Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней. Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику. Один из двенадцати знаменитых подвигов Геракла состоял в похищении волшебного пояса царицы амазонок, красавицы Ипполиты, что потребовало от героя немалого самообладания. Амазономахия - битва греческих героев (Беллерофонта, Геракла, Тесея, Ахилла) и амазонок. Популярный сюжет в греческом искусстве и в живописи в эпоху барокко и классицизма.

68

Гиппогриф

Гиппогриф - мифическое существо, представляющее собой единение лошади и грифона. Сказочный крылатый конь греческих мифов. Ариосто и другие авторы рыцарских романов наделяют им своих героев в качестве коня. На картине Энгра изображена сцена романа Орландо Фуриозо, в которой Роджер Деливеринг верхом на гиппогрифе спасает Анжелику от дракона. Изображение гиппогрифа с огромным грузом представляет соединение традиционных качеств грифона и крылатой лошади в той характеристике, что связана с «духовным подъемом».
«Желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы - это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная.
Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение "jungentum iam grypes equis" ["скрещивать грифа с лошадьми" (лат.)] стало поговоркой; в начале XVI века Лудовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа.
В грифе древних сожительствуют орел и лев; в Ариостовом гиппогрифе - лошадь и гриф, это чудовище, или вымысел, второй степени. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное созданье, чем крылатая лошадь.»
Хорхе Луис Борхес. «Бестиарий. Книга вымышленных существ.»

69

Грифон

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

70

Дриады

Дриады, (греч. δρυάδος, греч. δρΰς - дуб, дерево), в древнегреческой мифологии нимфы (божества) деревьев, обитательницы лесов и рощ. По верованиям греков, дриады - дочери Зевса и деревьев, жили и умирали вместе с деревом. Иногда дриады именовались по названиям деревьев: например дриады родившиеся из капель крови Урана и связанные с ясенем (греч. melia ) именовались дриады-мелии. Дриады рождавшиеся вместе с деревом и гибнущие вместе с ним, назывались гамадриадами. В греческой мифологии считалось, что люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством дриад.

71

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон, сын Филиры, дочери Океана, и титана Кроноса, втайне от Реи сочетавшихся браком. Застигнутый к момент страсти женой Реей, Кронос принял вид коня, и Хирон родился с телом и ногами лошади, но с человеческой головой и руками. Необычное происхождение объясняет мудрость Хирона, который, в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Свернутый текст

Кентавр - самое гармоничное создание фантастической зоологии. "Двуформным" назван он в Овидиевых "Метаморфозах", однако нам нетрудно забыть о его гетерогенной природе и думать, что в Платоновом мире форм, наряду с архетипом лошади или человека, есть архетип кентавра. Открытие этого архетипа потребовало многих веков; первобытные и архаические изображения представляют нам голого человека, к которому неуклюже прикреплен конский зад. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии у кентавров уже конские ноги, а там, где должна начинаться шея коня, высится человеческий торс. Кентавров породили фессалийский царь Иксион и облако, которому Зевс придал облик Геры; другая легенда гласит, что они - дети Аполлона. (Есть предположение, что слово "кентавр" происходит от "гандхарва"; в ведической мифологии "гандхарвы" - младшие боги, правящие конями Солнца.) Так как греки гомеровской эпохи не ездили верхом, предполагается, что первый кочевник, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем; и в доказательство приводят то, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса также представлялись индейцам кентаврами. "Один из тех всадников упал с лошади, и когда индейцы, уверенные, что это одно целое, увидели, что это животное разделилось на две части, страх их был так велик, что они с воплями побежали вспять, к своим, крича, что из одного стало двое, и повергая всех в ужас; и было в этом некое тайное чудо, ибо, не будь такого случая, можно полагать, что они перебили бы всех христиан", - гласит один из текстов, приводимых Прескоттом. Но грекам, в отличие от индейцев, лошадь была известна; более правдоподобно предположение, что кентавр - это нарочито созданный образ, а не плод ошибки по незнанию. Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, - легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку - на пиру захмелевший кентавр оскорбил невесту и, опрокидывая столы, затеял знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз" и которая вдохновила Рубенса. Побежденные лапифами, кентавры были вынуждены бежать из Фессалии. В другом сражении Геркулес, стреляя из лука, уничтожил их. Кентавр - воплощение сельской дикости и гневливости, но "справедливейший из кентавров" - Хирон ("Илиада", XI, 832) был наставником Ахиллеса и Эскулапа, которых обучил искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине и хирургии. Запоминается образ Хирона в песне XII "Ада", которую, с общего согласия, принято называть песнью кентавра. На сей предмет есть тонкие наблюдения у Момильяно в его издании 1945 года. Плиний говорит, что видел гипокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору. В "Ужине семи мудрецов" Плутарх юмористически сообщает, что один из Пастухов коринфского деспота Периандра принес ему в кожаной сумке новорожденного детеныша кобылы, у которого лицо, голова и руки были человеческие, а все прочее - конское. Плакал он, как ребенок, и все решили, что это зловещее знамение. Мудрец Фалес, осмотрев его, рассмеялся и сказал Периандру, что и впрямь не может одобрить поведение его Пастухов. В пятой книге своей поэмы Лукреций утверждает, что существование кентавров невероятно, ибо лошади достигают зрелости раньше, чем люди, и кентавр в три года был бы взрослым конем и вместе с тем лепечущим младенцем. Такой конь умер бы на пятьдесят лет раньше, чем человек.
Хорхе Луис Борхес "Книга Вымышленных Существ"

72

Нимфы и русалки

Нимфы, в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Самые древние, мелиады, родились из капель крови оскопленного Урана. Различают нимф водных (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т. д. Имена нимф, связанных с водой, чаще всего указывают на то или иное свойство водной стихии. Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей, например Axилла, Эака, Тиресия. Красавицы, которые обычно обитали вдали от Олимпа, по велению Зевса призывались в чертоги отца богов и людей.
Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

73

Полифем

Полифем, в греческой мифологии сын Посейдона и морской нимфы Тоосы. Одноглазый великан-циклоп, скорее всего, жил на Сицилии. Полифем влюбился в нимфу Галатею, но она отвергла его, так как любила красавца Акида. В приступе яростной ревности циклоп убил Акида, но Галатея превратила возлюбленного в сицилийскую реку, носящую его имя.
Во время своих долгих странствий Полифема посетили греки и Одиссей, который представился великану-циклопу как "никто". Полифем оказался негостеприимным хозяином и, заперев греков вместе со скотом в пещере, поедал их по одному на ужин. Одиссей не решался убить циклопа ночью, ведь его люди не смогли бы сдвинуть огромный камень, закрывавший вход. Ему пришлось составить хитроумный план побега. Напоив Полифема вином, греки ослепили его. Раненый гигант взревел от боли, а на вопросы прибежавших циклопов отвечал, что на него напал "никто". Собратья решили, что он либо пьян, либо сошел с ума. Утром Полифем открыл выход из пещеры и стал выпускать свое стадо, ощупывая спины каждого животного. Но Одиссей и его товарищи привязались под животами овец и сумели выбраться незамеченными. Узнав от Одиссея его подлинное имя, великан в ярости стал швырять скалы в его корабль.

74

Сатиры

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

75

Атлант

Атлант ("поддерживающий"), в греческой мифологии титан, сын титана Япета и океаниды Климены.
Древние полагали, что он поддерживал небесный свод близ сада Гесперид в наказание за участие в битве с Зевсом на стороне титанов.
Самым известным событием в его жизни была встреча с Гераклом, посланным царем Эрисфеем к Гесперидам за яблоками вечной молодости, которые они охраняли и которые были подарены Геей на свадьбу Геры и Зевса. Атлант вызвался принести их Гераклу, если тот вместо него недолго подержит небосвод. Вернувшись с яблоками, титан предложил доставить их Эрисфею, ведь Геракл прекрасно справлялся с работой. Герой для вида согласился, но попросил Атланта временно подержать ношу, пока он сделает подушку и не подложит ее под небо, после чего сбежал, оставив обманутого Атланта исполнять свой долг в одиночестве.
В римской мифологии Атланту соотвествует титан Атлас

76

Кронос

Кронос был одним из титанов, родившимся от брака бога неба Урана и богини земли Геи. Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей.
Во избежание повторения судьбы отца Кронос стал проглатывать всех своих отпрысков. Но в конце концов его жена не выдержала подобного отношения к их потомству и дала ему проглотить камень вместо новорожденного. Рея спрятала сына, Зевса, на острове Крит, где он и вырос, вскормленный божественной козой Амалфеей. Его охраняли куреты - воины, которые заглушали плач Зевса ударами в щиты,
чтобы Кронос не услышал.
Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона, заставил его исторгнуть своих братьев и сестер из чрева и после продолжительной войны занял его место на светлом Олимпе, среди сонма богов. Так Кронос был наказан за свое предательство.
В римской мифологии Кронос (Хроос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени. В Древнем Риме богу Кроносу посвящали празднества - сатурналии, во время которых все богатые люди менялись со своими слугами обязанностями и начиналось веселье, сопровождаемое обильными возлияниями.

77

Прометей

Прометей ("предвидящий"), в греческой мифологии сын титана Япета и океаниды Климены, по другой версии — Асии или богини правосудия Фемиды. Он встал на сторону своего двоюродного брата Зевса во время борьбы за власть с Кроносом. Судьбу титана определила его привязанность к роду людей, создателем которых он являлся по целому ряду свидетельств и которым он даровал божественный огонь, спрятанный громовержцем Зевсом. Прометей похитил его и принес на землю. Разгневанный Зевс приковал мятежного титана к скале на Кавказе, где орел выклевывал ему печень, которая за ночь вырастала вновь. Прометей был освобожден Гераклом по велению Зевса, в обмен на тайну, что сын морской нимфы Фетиды, за которой одновременно ухаживали Зевс и Посейдон, станет могущественней отца. Выдав Фетиду за смертного царя, боги оградили себя от опасности, так как рожденный Фетидой Ахилл хоть и стал великим воином, но все же был смертен. Прометей дал людям огонь, важнейший элемент цивилизации, правда, имевший и губительные последствия: наряду с изготовлением орудий труда в пылающих кузнечных горнах в течение столетий ковалось оружие войны.

78

Адрастея

Адрастея - "неизбежная" - в греческой мифологии богиня кары и возмездия, определяет судьбу душ и их круговорот как закон. Так как Адрастея - божество, которому поклонялись сначала во Фригии, а потом уже в Греции, ее иногда отождествляли с римской Кибелой. или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии — особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются Адрастее», являющейся, как толкует словарь Гесихия (5 в. н. э.), богиней возмездия, т. е. Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических», указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ. Платон признаёт «установление» или «закон» Адрастеи, понимая её как эпитет Немесиды и уподобляя её Дике. Адрастея устанавливает круговорот душ и тем самым смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике.

79

Алкионей

Алкионей - в греческой мифологии - один из гигантов, сын Геи и Урана. Однажды он угнал былов Гелиоса, за что получил имя Волопаса. Алкионей был так могуч, что мог в один раз уничтожить двенадцать колесниц и две дюжины воинов, но и против него нашлась сила. Это был Геракл. Во время гигантомахии Геракл вступил в бой с Алкионеем, обсыпал стрелами, но не могли они уязвить гиганта, так как он был бессмертен, пока сражался на своей родной земле. Только вытеснив его с полуострова Паллены по совету Афины, Геракл одолел Алкионея.

80

Алфей

Алфей - в греческой мифологии бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Известен любовью к спутнице Артемиды, нимфе Аретусе (или к самой Артемиде), которую он преследовал, приняв образ охотника, вплоть до острова Ортигия (вблизи Сицилии). Взмолившаяся о помощи Аретуса была превращена Артемидой в источник, и влюблённый Алфей соединил с ним свои воды. По другой версии, Алфей — охотник, влюблённый в охотницу Аретусу, которая, переселившись на остров Ортигия, была превращена в источник; после этого Алфей превратился в реку. Очевиден местный этиологический характер мифа, связанного с поверьем, что остров Ортигия вблизи Сиракуз соединён под землёй с рекой Алфей.

81

Амалфея

Амалтея -  в греческой мифологии - божественная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса, которого его мать Рея укрывала от своего мужа, кровожадного Крона на острове Крит. Когда Зевс стал главой олимпийце, он взял козу на небо, и она стала звездой Капеллой, что означает "коза", в созвездии Возничего. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия. Тот, кто держал его в руках, мог получить все, что он хотел. Шкурой козы Зевс обтянул свой щит, который стал эгидой в борьбе с титанами.
По другой версии, Амалфея была не козой, а нимфой.

82

Амфитрита

Амфитрита - в греческой мифологии - богиня моря, дочь Нерея и Дориды , вещего старца, который живет в море. Бог морей Посейдон увидел однажды, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился брат громовержца Зевса прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась от него у титана Атланта. Долго еще носился бы Посейдон по морю на своих конях, если бы не дельфин, который показал богу убежище нереиды; пришлось ей выйти замуж за Посейдона и жить в чудесном дворце в глубинах моря; а дельфин за оказанную услугу оказался в числе небесных созвездий. Изображалась Амфитрита мчащейся по морю на колеснице в сопровождении других нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном (у Гомера Амфитрита ни разу не упоминается в сочетании с другим божеством). Культ Амфитриты, вероятно, догреческого происхождения, подобно культу Фетиды и других морских женских божеств.

83

Ананке

Ананке - греч. "необходимость" - богиня, которой подчиняются другие боги, олицетворяющая неизбежность (прежде всего смерти), мать мойр. В Коринфе имела святилище, общее с богиней Беа (сила), в Риме носила имя Нецесситата, но храма не имела.

84

Никта

Никта — в греческой мифологии олицетворение ночи (у римлян её звали Нокс), дочь Хаоса, сестра бога мрака Эреба, от которого она родила вечный свет — Эфира, светлый день — Гемера, а также целый сонм божеств: Танатоса (смерть), Гипноса (сон с тяжелыми видениями), Эриду раздор), Апту (обман), Кер (уничтожение), Немесиду (отмщение за преступление), Мома (злословие и насмешка), мойр (божества судьбы) и других. Никта обитает в Аиде, ежедневно покидает его, неся в руках Гипноса и Танатоса. К людям она была благосклоннее многих своих потомков, навевала покой, успокаивала страсти. Никта участвовала в битве с гигантами на стороне олимпийских богов. Некоторые сказания сближают Никту с божеством смерти и  понимают её как первопричину существующего в мире раздора. Изображалась Никта с закутанным лицом и в тёмной одежде.

85

Аргос

Аргос, греч. (лат. Аргус) — стоокий великан, олицетворение звездного неба, сын Геи. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Но это не помогло. Гера притворилась, что ни о чем не догадывается, и выпросила у Зевса корову. И вот теперь Аргос добросовестно исполнял свой долг; только два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Она страдала, и Зевсу было очень ее жаль. Он попросил своего еына Гермеса похитить Ио. Примчался Гермес на вершину горы, где Аргос стерег божественную корову, стал разговаривать с Аргосом и усыпил его своими разговорами. Когда все сто глаз Аргоса закрылись, Гермес внезапно выхватил меч и отсек стоокую голову уснувшего великана. А Гера перенесла его глаза на оперение павлина.

86

Асия

Асия (Азия)  в греческой мифологии нимфа, океанида, дочь Океана и Тефиды, по одной из версий мать Прометея и Атланта.

87

Асклёпий

Асклёпий, греч. (лат. Эскулап) — сын Аполлона и Корониды. Но Коронида предпочла Аполлону Исхия. Когда Аполлон узнал об этом от ворона, он окрасил до этого белые перья ворона в черный цвет, а Коронйду убил. Когда ее тело сжигали на костре, Аполлон выхватил своего сына из огня и принес его на воспитание к кентавру Хирону. Под руководством Хирона Асклепий научился врачеванию, он не только исцелял, но и возвращал умерших к жизни. Зевс рассердился на Асклепия и поразил его молнией за то, что он нарушил царящий в мире порядок, ведь Асклепий и Гигиеяжизнями и смертями распоряжался Аид. Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части — использовалась Асклепием для спасения людей. Люди чтили Асклепия, они изображали его с жезлом, который обвивает змея. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей. Когда больной выздоравливал, в жертву Асклепию приносили петуха. У Асклепия от супруги Эпионы было два сына, тоже врача: Махаон, погибший в Троянской войне, и Подалирий, а также две дочери: Гигиея (Здоровье) и Панакея (Панацея, «всецелительница»). Вот гимн Асклепию, написанный Гомером:
Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.
Сын Аполлона, рожден Короиидою он благородной,
Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине, —
Радость великая смертных и злых облегчительстраданий.
Радуйся также и ты, о вдадыка! Молюсь тебе песней.

88

Астрея

Астрея - в греч. "Звездная" - дочь Зевса и Фемиды, она правила в Золотом веке. Когда нравы людей испортились, Астрея возвратилась на небо и превратилась в созвездие Девы. Век Астреи был прекрасной порой в жизни человечества. В переносном смысле этого словосочетания обозначает счастливое время жизни каждого человека. По другой версии, в созвездии Девы превратилась другая дочь Зевса и Фемиды, Дике, которую часто отождествляют с Астреей.

89

Ата

Ата (Ате) — дочь Зевса, олицетворяет помрачение ума, затуманенный рассудок. Она очень навредила отцу при рождении Геракла. Не отдавая отчета в своих словах, Зевс заявил, что родившийся в данный момент ребенок получит власть над всеми людьми. Ревнивая Гера взяла с Зевса клятву, что так и будет, потом задержала роды Алкмены., ожидавшей с минуты на минуту появления младенца и в этот момент родилсяЭврисфей, опередив Геракла. Рассвирепевший Зевс сбросил Ату с неба, и с тех пор ее злые чары распространяются на людей. Гомер изображает Ату быстрой на ноги, могучей, приносящей вред людям.
Вот что об этом пишет Гомер в «Илиаде». У переводчика поэмы Н. И. Гнедича она названа Обидой:

...Богиня могучая все совершила.
Дщерь громовержца Обида, которая всех ослепляет,
Страшная, нежны стопы у нее: не касается ими
Праха земного; она по главм человеческим ходит,
Смертных язв; а иного и в сети легко уловляет.
Древле она ослепила и Зевса, который превыше
Всех земнородных и всех небожителей...

90

Атропос

Атропос. греч. - дочь Зевса и Фемиды, мойра, богиня человеческой участи, перерезающая ножницами нить жизни, которую ее сестра Клото прядет, а другая сестра Лахесис тянет через все превратности судьбы.


Вы здесь » Мир Тьмы: через тернии - к звёздам! » Культура » Мифология. Рим и Греция