По этому поводу может возникнуть спор, что лучше:
чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше
всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо
уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
- Государь, Николо Макиавелли
Дом – это неотъемлемая часть сущности демонов. Именно Дом стал для них первым разграничивающим признаком, и хотя принадлежность к тому или иному Дому не диктует демону образ мыслей и действий, все же она влияет практически на все. В этой главе показывается, как можно использовать концепцию Домов для введения в игру более сложных интриг: от запутанных отношений между представителями разных Домов и возможного возвращения диктаторов до возможностей и преимуществ от ограничения имеющихся альтернатив. Здесь исследована вся подноготная нескончаемых политических боев, ведущихся в обществе демонов, показано, как нужно развивать интриги и игры во власть так, чтобы игроки были задействованы на каждом их этапе.
Почти у всех демонов в современном мире имеется огромное количество обязанностей и вассальных связей. Почти наверняка они состоят при местном дворе, а приверженность к идеалам той или иной фракции делает почти всех их ячейками намного более обширной сети. К тому же им нужно взаимодействовать с миром людей – может быть, только для того, чтобы сохранить своих рабов, но это взаимодействие может происходить и на более глубоком уровне. Принадлежность демона к определенному Дому вносит дополнительную сложность в эти и без того запутанные отношения. Члены одного и того же Дома не всегда сохраняют лояльность по отношению друг к другу, и все же подобное родство взывает к самой потаенной их сути. В этой главе показано, как можно привнести такие отношения в хронику, дополнив прочие ее сюжетные линии и избежав ненужной путаницы.
Древние модели
Демоны по природе своей существа политические. Они были проводниками Творения и потому не были готовы участвовать в физических столкновениях или эмоционально реагировать на происходящие вокруг них события. Оба эти умения пришли позже – и первое можно назвать прямым следствием второго, - но в самые первые мгновения бытия они учились давать миру форму единственно силой своей воли. Полученными ими сложные задания требовали четкой координации между отдельными ангелами и большими группами. Конечно же, масштаб их работ был невероятным, как по обхвату, так и по проработанности всех деталей на разных уровнях реальности. Они обладали обостренными чувствами и интуитивно осознавали свои возможности, и при этом были личностями, вынужденно ограниченными тем уровнем, на котором им приходилось работать. Мироздание создавалось не по чертежам. Глашатаи передавали волю Господа, она воплощалась через несметное число решений, принимаемых каждым из ангелов, и каждое такое решение должно было укладываться в определенные рамки. Такая работа требовала постоянных и обширных переговоров.
Несмотря на всю эту сложность, общение в основном ограничивалось одним Домом. Все прочие взаимоотношения – если не считать обсуждений на самом высоком уровне – обычно ограничивались быстрым выполнением совместного задания. Никаких общественных мероприятий не проводилось. Каждый Дом воспринимал реальность по-своему, из-за чего действия прочих ангелов казались непонятными. В некоторых случаях отношения между Домами были окрашены пренебрежением (если не сказать – презрением), хотя такие эмоции редко становились чем-то большим, чем подводными течениями в русле общения.
То, что Дом, который по замыслу должен был упрощать взаимодействие, обеспечивать общение и вдохновлять, - Дом Глубин – обособился ото всех остальных, ситуацию никоим образом не исправило.
После восстания все еще больше усложнилось и запуталось. Впервые ангелы сами выбирали себе товарищей, и выбор этот был основан на общих идеях, а не на естественном сродстве. Часто недопонимание между Домами вытеснялось враждебностью, которую мятежники ощущали со стороны тех своих соплеменников, которые остались верны Богу. Это чувство еще было живо в умах восставших, когда они разделились на пять легионов. Хотя некоторые демоны остались под управлением тех, за кем они следовали и перед восстанием, большая часть была охвачена желанием воплотить свои идеалы в жизнь и не вспоминала об отношениях, сохранившихся с совсем других времен.
Разумеется, принадлежность к определенному Дому влияла на решения, принимаемые демоном, - Пожиратели по природе своей были агрессивней, чем Изверги. Пути использования этой агрессивности были менее понятны.
Возвращение верности Домам
Шла война, и желание нести личную ответственность постепенно ослабевало. Боль, сердечные терзания, вызванная боевыми условиями неразбериха и плачевное состояние мира, удаленного от Рая, - все это привело к тому, что любые решения стали казаться неудачными. Намного удобней было положиться на инстинкты, чем обсуждать мораль, ведь казалось, что подобного понятия просто не существует. Такое мироощущение внесло свой вклад в творимые жестокости, и в конце концов мир увидел, как легион сражается с легионом, как товарищ поднимает руку на товарища. Для многих демонов принадлежность к Дому снова стала важной. Одним из последствий тесного общения между членами легионов стало то, что демоны увидели: их сослуживцы отличаются от них намного сильнее, чем им казалось раньше (и та невыносимая ситуация, в которой они оказались, только усиливала это ощущение). Приказы Дьяволов начинали раздражать. Предвидения Извергов казались бесполезными хитроумными играми с более честными существами (и потом, разве не они начали все это?!). Осквернители были ненадежны, Убийцы – недоступны. Любая возможная придирка, которую можно было бы отнести к одному демону, немедленно распространялась на весь Дом.
Многие демоны возвращались к своей прежней иерархии, пусть и неофициально. Они ждали указаний от тех, кто непосредственно руководил ими перед восстанием, а также от тех высокопоставленных собратьев, кто правил Домом в целом. Разумеется, раздробленность Домов, которые разделились мелу легионами, а также тот факт, что изначально восстала лишь треть всех ангелов (и многие из них погибли в битвах), делали это стремление почти нереализуемым. Прочие под влиянием схожих причин просто объединялись с теми, кого знали ранее. Не все были столь восторженны. Некоторые относились к такому поведению как к намеренному предательству, которое подрывает установленный Люцифером порядок и групповую сплоченность. Другие считали, что прежняя иерархия – это порождение тирании, и на этом основании отвергали ее. Конечно же, наибольшей популярностью эта идея пользовалась среди рядовых демонов и тех, кто с недоверием относился к сложившейся политической системе (из-за участия в заговоре или из-за собственной некомпетентности).
Поверх всех этих идея постепенно формируется слой новых правителей, которые по-разному относятся к своей роли и ее значению. Эти позиции нельзя назвать официальными, хотя во всех случаях их занимают высокопоставленные представители действующей системы, обычно – прежние владыки или кто-то из их помощников. Должность эта в основном символическая, хотя в редких случаях и используется для продавливания нужных политических решений (особенно если диктатор раньше состоял в Кровавом Легионе). Иногда соперничающие демоны пытаются занять этот пост, считая его своего рода выигрышем в конфликте между легионами. В других случаях Дом в целом не достиг нужной степени отчужденности (или сплоченности), чтобы всерьез воспринимать подобную альтернативную иерархию.
Современный мир
Ситуация продолжает меняться, и демоны, оказавшиеся в гуще событий, по-разному относятся к ней, не совсем понимая, как именно нужно восстанавливать политические структуры. Многие из них вернулись к старой системе дворов, но скорее в силу привычки, чем из-за тех преимуществ, которые такая система дает им в современных городах. Чаще всего такая ситуация складывается в местах, где собралось большое число демонов: память о мятеже по-прежнему неполна, и во многих случаях подробный перечень придворных званий и обязанностей можно восстановить только благодаря собранным вместе воспоминаниям разных демонов. Едва вернувшиеся на Землю демоны чаще тянулись к своему Дому, пусть и просто потому, что забыть столь значимую часть своей сущности было сложнее всего. Насколько сильно поменялось это отношение после того, как демоны начали встречаться с себе подобными, во многом зависело от их личностей и обстоятельств.
Взаимоотношения внутри группы дают прекрасный повод подумать о политике Дома. Выбор Дома является самым важным пунктом в процессе создания персонажа почти для всех игроков. От этого зависит внутренняя суть персонажа и его способности, а также те стереотипы, которые можно использовать – или нужно преодолеть. Сосредоточенность на Доме прекрасно отражает состояние вновь прибывшего демона. Более сложные уровни политики, как и различные фракции, проявятся несколько позже, когда персонаж встретится с другими демонами и прояснит для себя ситуацию, но даже тогда большая часть падших сохраняет инстинктивную преданность Дому. Система дворов на ранних своих этапах весьма уязвима, и политически мыслящие персонажи имеют немало возможностей повлиять на свое окружение. Этими возможностями могут воспользоваться ваши игроки (особенно если вы упомянете об их существовании), или противники персонажей в игре могут попытаться взломать существующие структуры.
Восстановление строгой иерархии, основанной на системе Домов, каждый из которых возглавляет диктатор, тоже вполне возможно. Одно предложение о создании такой системы приведет к появлению многочисленной оппозиции, в особенности среди хорошо организованных демонов. Некоторые могут заявить, что «отход» к Домам послужил причиной разрушения порядка, из-за чего в итоге мятежники проиграли войну. Другие сочтут, что от такой системы не будет никакой пользы, так как она лишь отвлечет внимание от действительно важных идей, лежащих в основе разделения на группировки. Попытке восстановить столь глобальный порядок воспротивятся и те, чья власть основана на местной иерархии (по тем же самым причинам они будут противиться и порядку, построенному на системе группировок). И все же эта идея весьма притягательна – ее не так-то просто опровергнуть.
Одного поля ягоды
Лучше всего дать представление о текущем этапе игры через действия других персонажей вашей хроники. Если одним из важных информаторов для вашей группы стал Кнут, и он чувствует себя более уверенно, разговаривая с Кнутом из вашей партии, на передний план выйдет идея «подобное тянется к подобному». Аналогичное воздействие может оказать и политика, проводимая другими демонами данного региона. Едва ли появится фракция, провозгласившая своей целью суверенитет (или даже отделение) Дома. Скорее, подобные настроения станут подводными течениями во всех политических игрищах. Младшие демоны будут объединяться с другими представителями своего Дома, стараясь при этом не причинить своим группировкам дополнительных хлопот. Те, кто оказался в опале, будут, скорее всего, тянуться к могущественным представителям собственного Дома, чтобы вернуть себе политическое влияние в дружественном окружении. Подобное поведение естественно, и большая часть демонов, оказавшихся в таком положении, будет нещадно эксплуатироваться вышестоящим начальством.
Но если эти настроения прорвались наружу, пришло время для беспокойства. Если персонажи ваших игроков видят, что идеям не уделяется должного внимания, а могущественные союзники игнорируются только лишь из-за политики Дома, они могут возжелать большей справедливости. Если в местной иерархии главенствует определенный Дом – чаще всего Дьяволы, хотя при значительной численности это может быть кто угодно, - ваши персонажи могут захотеть наделить властью других демонов, и в этом случае имя Дома может стать тем штандартом, под которым соберутся единомышленники. Это простая и зачастую весьма эффективная тактика, по сравнению с запутанными и противоречивыми интересами группировок и прочими политическими делами, ведущимися в окружающем мире. Даже если «угнетатели» (т. е. те, кто стал врагами вашего отряда) принадлежат к разным Домам, сосредоточенность на Доме может отвлечь внимание от дел, с которыми не так просто справиться.
Разумеется, игроки сами будут решать, как именно будет действовать их команда. Но их выбор зависит от описания мира и действий неигровых персонажей, по которым они определяют, что допустимо, а что – нет. Персонажам полезно будет поразмыслить над такими вопросами, возможно – при помощи наставников, союзников или просто в процессе ознакомления с текущей задачей.
Верность Дому
Само решение о поддержке вновь возникающих диктаторов и складывающейся вокруг них иерархии во многом зависит от степени вовлеченности в этот процесс Дома. Двумя противоположностями здесь являются Дьяволы и Осквернители. Дьяволы считают, что им естественным образом предназначено организовывать представителей других Домов. Возможно, диктатор и станет той силой, что стабилизирует ситуацию и тем самым поможет Дьяволам, но в большинстве своем они считают этот пост попыткой подорвать их собственную власть. Осквернителей тоже волную вопросы организации, но скорее как координаторов, чем правителей. Они одинаково успешно могут действовать в иерархии, построенной как на званиях, так и на идеях, но та структура, которая жестко ограничит контакты между ними и другими демонами, едва ли обретет популярность среди членов Дома.
Остальным демонам идея, в общем-то, нравится. В целом, чем ниже положение Дома – т. е. чем позже он был создан Господом, - тем привлекательней кажется мысль о самоопределении. Убийцы привыкли к чужому пренебрежению, покровительству и жалости, и многие из них предпочитают решать свои проблемы, не прибегая к помощи других демонов. Пожиратели часто чувствуют себя неуютно в море политических страстей, поэтому их привлекает простота иерархии Домов. Кнуты, Преступники и Изверги еще не пришли к какому-то определенному выводу по этому вопросу.
Группировки
Демоны, активно участвующие в политической жизни фракций, будут противостоять попыткам создания любой всеобъемлющей иерархии. Тем не менее, преданность Дому и преданность фракции вовсе не обязательно должны вступать в противоречие друг с другом. Скорее противодействия фракциям можно ожидать со стороны местных дворов. В конце концов, идеи, приведшие к образованию фракций, в чем-то схожи с вопросами, вокруг которых крутится политика дворов. Если двор обеспокоен прорехами в системе безопасности и вынужден напрямую действовать против части городских жителей, Фаустианцы или Миротворцы, оказавшиеся среди его подданных, усложнят эту задачу намного сильнее, чем любая организация внутри Дома.
Некоторые группировки относятся к предполагаемому восстановлению диктаторов скорее как к новой возможности, чем как к проблеме. В этом случае реакция демона на внутренние проблемы адского сообщества будет зависеть от принадлежности к Дому, а принадлежность к той или иной группировке повлияет на его восприятие окружающего мира, т. е. более масштабной картины. В каком-то смысле эта ситуация зеркально отражает разделение между церковью и государством, сложившееся у людей. Для демонов, большинство которых считают поклонение со стороны смертных делом естественным, такая идея выглядит радикальной.
Пока что основным элементом демонской политики остается местный адский двор, и большинство падших считает, что делить преданность между еще большим числом претендентов просто невозможно.
Объединенный Дом
Из-за того, что персонажи ваших игроков или представители разных группировок, действующих в данной местности, озабочены вопросами верности Дому и взаимодействия между Домами, вам вовсе не обязательно выводить на сцену самого диктатора. Такой шаг будет уместен в масштабной хронике. Большинство демонов интересуются «большой политикой», но все же вынуждены большую часть времени посвящать решению местных проблем, чтобы выжить среди людей, которые могут быть враждебно настроены по отношению к ним, и выстоять против окрестных Привязанных.
В том случае, если персонаж хочет поддержать кандидата в диктаторы (или сам претендует на этот пост), ему придется столкнуться с огромным количеством трудностей, не последней из которых станет необходимость поддержания связи и контроля за весьма обширной территорией. Если демон объявляет себя диктатором, не имея возможности вовремя отреагировать на опасности, угрожающие его «подданным», где бы они ни находились, он станет всеобщим посмешищем. Даже если большинство представителей Дома согласятся поддержать диктатора, вероятность того, что они сойдутся на одной кандидатуре, стремится к нулю. В последнем разделе этой главы показывается, как масштаб влияет на политику, и перед началом большой хроники вам придется как следует поразмыслить над приведенной там информацией.
Призвание
Одним из обстоятельств, затрудняющих объединение Дома вокруг одного падшего, является то, что на Землю пока что вернулись в основном младшие, рядовые демоны, о какой бы иерархии ни шла речь. Очевидным решением для тех, кто хочет получить могущественного предводителя, стал вызов подходящего кандидата из Бездны. В Помощнике Рассказчика говорится о том, какие трудности приходится преодолевать при вызове демона того или иного ранга. Решение о призыве вождя из Преисподней большинству демонов дается с трудом, в особенности тем из них, кто видит, как рушатся их идеалы (в основном – связанные с принадлежностью к фракции) в присутствии столь могущественных созданий. Вызов диктатора для объединения Дома может показаться более стоящей идеей. Заговорщики могут заниматься самообманом, но если им удастся преодолеть вызываемые Мукой эффекты, положение их господина в той или иной фракции не будет иметь никакого значения. Вот только одержимость идеей (или собственные терзания) может помешать им понять, насколько высока Мука вызванного демона.
Разумеется, многие из «неофициальных» диктаторов, возвысившихся во время войны, уже вернулись на Землю. Пять великих Привязанных – Белиал, Аваддон, Дагон, Асмодей и Азраэль – считались одними из самых могущественных демонов, хотя не все они во время войны занимались только делами Дома. Никто из падших в здравом уме не станет рассматривать их в качестве возможных предводителей, но Мука может изменить эту точку зрения. Сами Привязанные не ощущают никакого родства со слабыми созданиями, появившимися неизвестно откуда, но отсюда не следует, что эти чудовищные демоны не обратят себе на пользу попытки найти их и призвать к служению Дому.
Меньшие конфликты
Однако же, в игру вовсе не обязательно вводить столь высокие ставки. Вне зависимости от отношения к системе диктаторов, концепция Дома почти наверняка окажет заметное влияние на местную политику.
Во-первых, Дом может повлиять на реализацию возможностей, имеющихся у персонажа. Например, представьте, что политику Министерства Праха (см. описания министерств ниже) определяет влиятельный Осквернитель, чье внимание в первую очередь сосредоточено на доках и прочих морских делах. Если большая часть служащих Министерства принадлежит к тому же Дому, его работа может оказаться весьма эффективной. В противном случае такая концентрация внимания на одном участке пойдет в ущерб двору. Если эта проблема каким-либо образом затрагивает вашу компанию, справиться с ней будет непросто. Если персонажи начнут жаловаться, их вполне могут обвинить в несоответствии политике Дома. Если среди персонажей есть Осквернитель, ему могут (в приватной беседе) намекнуть, что ему стоит проявлять больше лояльности к Дому.
Эта же схема может повториться на самых разных уровнях и в разных сочетаниях. В большинстве случаев ее влияние будет не так заметно: скорее всего, небольшой побочный эффект, имеющийся у каждой политической системы. Она может принести пользу вашим игрокам – или стать для них источником разочарования. В любом случае, этот способ заставляет их больше думать о Доме персонажей и о его взаимодействии с окружающим миром.
Дом также обеспечивает персонажам, оказавшимся при дворе в положении жертвы, позицию для отступления. Если демон не может влиять на окружающих своими идеями или властью, он по крайней мере может обратиться к своим соплеменникам за помощью и поддержкой. Изверг-Миротворец едва ли сможет обсудить свое мировоззрение с другими Извергами, но может рассчитывать на то, что, окажись он перед судьей-Люциферианином, собратья будут просить того о снисхождении. Рассчитывать можно только на самое общее сотрудничество, не распространяющееся слишком далеко. В лучше случае к такому политически неискушенному персонажу будут относиться как к убогому родственнику, которого надо защищать от опасностей (в первую очередь исходящих от него самого). В худшем случае прочие придворные Изверги объявят такого демона предателем Дома и сами поторопятся наказать его.
С другой стороны, такое отношение к солидарности со стороны Дома выглядит несколько сомнительно. Если Дом воспринимается только как убежище для гонимых, сама идея его обесценивается и становится бессмысленной. Тот, кто хочет видеть свой Дом единой и значимой политической силой (на любом уровне), потребует от всех, кто находится рядом с ним, проявить лучшие свои качества, чтобы подать пример остальным. Разумеется, поведение, которое один демон считает достойным, окружающими может восприниматься совсем иначе. По аналогии с разделением церкви и государства, можно объявить, что дела фракций Дом не заботят. В этом случае Изверг-Миротворец из предыдущего примера окажется вовсе без поддержки, но при этом ему будет намного проще выработать модель поведения, которая не требует отказа от слишком большого числа собратьев. Кое-кто может сказать, что подобное отношение к концепции Дома делает его таким же эффективным, как любое неформальное общественное объединение. Следовать таким курсом довольно трудно, и все, кто участвует в местной политике, должны тщательно обдумать эту возможность. Ожидается, что представители одного и того же Дома будут объединяться друг с другом, при этом всех, кто отвернется от своих товарищей, станут обвинять в пренебрежении демонскими традициями, что может сильно повлиять на их жизнь при дворе. Однако же того, кто вложит в подобные отношения слишком много, могут посчитать наивным или даже неблагонадежным существом.
Дом против Дома
Если события в вашей хронике разворачиваются так, что один Дом начинает враждебно относиться к другому – из-за политики или потому, что кто-то из персонажей хочет заострить этот вопрос, - то рано или поздно последует взрыв. Это могло бы быть чисто бюрократическое нападение, но в наше время, когда все демоны страдают от грызущей их Муки, не стоит забывать о возможности вооруженного конфликта.
Решение таких конфликтов минимальными средствами входит в интересы практически всех сторон (разумеется, если эти стычки не рассматриваются как способ ослабить противника). Столкновения между группировками отличаются быстротой и решительностью. Уцелевшим проигравшим предлагается покинуть территорию. При этом всячески подчеркивается, что подобное требование выдвигается не из-за их Дома, так как никто не рискует публично поставить под сомнение концепцию Себетту. Вместо этого объявляется, что проигравшие вели себя вызывающе и более не могут пользоваться защитой двора. Только в самых крайних случаях к высылке приговариваются все представители определенного Дома (подобное решение политически недальновидно и может ослабить сам двор). Обычно подобное наказание накладывается только на зачинщиков, которые. Выступают своего рода предупреждением; от остальных требуют повторить присягу и, возможно, выплатить штраф. Насколько радушно будет изгнанный демон принят при другом дворе, во многом зависит от его репутации и имеющихся политических связей.
Столкновения между Домами принимают самые разнообразные формы. Это может быть попытка испортить противнику репутацию при дворе или война на истощение, когда его лишают всех ресурсов. Это может быть и открытое нападение. На форму, которую примет столкновение, влияет и то, какие Дома в нем участвуют. До тех пор, пока стороны не подрывают благополучия двора, привлекая к нему ненужное внимание или же втягивая его в долгий конфликт, они могут не опасаться наказания за свои действия. Если же противостояние приводит к более серьезным последствиям, весь двор может вмешаться, чтобы положить конец конфликту, - и в этом случае вожаки обеих воюющих сторон могут отправиться в ссылку.
За пределами дворов
Разумеется, если демоны ввязываются в конфликт за пределами обычной системы дворов, в ход идет все. При отсутствии прочих политических сил преданность Дому приобретает большее значение, и тогда разлом может произойти именно по этой линии. Мука и отчаяние выводят на первое место древнейшее разногласия и делают важными самые очевидные различия между демонами.
Противостояние вовсе не обязательно приобретает столь острые формы. Стереотипы, учитываемые при общении между демонами (см. главу 5 основной книги правил), за пределами дворов становятся более явными, что может привести к неожиданным союзам. Два демона, у которых нет ничего общего – начиная от положения их носителей и заканчивая точками зрения на вопросы, вызывающие в обществе раскол на фракции, - могут сойтись просто потому, что ощущают потребность в этом. Если им повезет, они сумеют многому научиться в процессе общения и преодолеть Муку, когда дело дойдет до взаимодействия с другими демонами, к которым они не чувствуют столь сильного притяжения.
Эту идею можно использовать для мотивации персонажей Рассказчика в процессе игры. Можно сделать так, чтобы антагонист хроники по-разному относился к членам группы в зависимости от их Дома. Чудовищный демон с высокой Мукой может внять доводам представителя своего Дома или того Дома, который он считает союзником. Все остальных он может просто не признать, сочтя их навеянными Бездной фантомами или же страдающими духами. Такой метод позволяет вовлечь в переговоры члена группы, обычно воздерживающегося от подобных контактов.
Помните, что этот подход не срабатывает с большей частью Привязанных к Земле. Они провели на Земле слишком много времени, чтобы цепляться за союзы, заключенные еще до их водворения в темницу. Демона, который недавно выбрался из Бездны, но уже полностью поддался Муке, тоже нельзя будет убедить никакими методами. Он может использовать умения своего Дома, чтобы вредить как можно большему числу людей, но этим все и ограничивается. Единственным возможным ответом на такие действия станет или порабощение этого демона, или его уничтожение.
Себетту – семь небесных Домов Творения – предоставляют игроку множество самых разнообразных возможностей. Игрок может подобрать себе персонажа в полном соответствии со своими предпочтениями или же попытаться отыграть роль, ранее ему совершенно не свойственную. Рассказчику эта система позволяет создать богатый фон, на котором будет разворачиваться его хроника. Но иногда бывает разумнее отказаться от части имеющихся возможностей, чтобы заострить внимание на чем-то одном. Одной из причин такого ограничения может стать желание подчеркнуть определенную тему. Например, игра, в которой исследуется человеческая зависимости от технологий и влияние, оказываемое технологическим прогрессом на демонов, станет ярче, если все действующие персонажи (или хотя бы большая их часть) будут Преступниками. Аналогичным образом, в игре, где речь идет о политике, большинство персонажей может быть Дьяволами. В игре, глее главными темами являются одиночество, непонимание и природа смерти, более уместно будет смотреться группа Убийц.
Подобная тема игры может быть выбрана вами сознательно, и в этом случае вам следует обговорить с игроками имеющиеся у них возможности для создания персонажей. Иногда группа из единообразных персонажей образуется чуть ли не случайно, если все игроки тяготеют к схожим концептам. Если такая ситуация вызывает у вас затруднения – вы рассчитывали отыгрывать политику, а в вашем распоряжении оказались пять лохматых Пожирателей, - нужно переговорить с игроками. Обсудите с ними свое видение игры и выясните, чего они от вас ждут, ведь выражение «игра в Демонов» оставляет слишком много простора для толкований и непонимания. Возможно, вам придется пойти на компромисс (при этом вам не стоит прибегать к крайним средствам, обговоренным в последнем разделе главы!).
Желание усилить ту или иную тему не обязательно приводит к ограничению в выборе персонажей. С равным успехом можно ограничить число Домов, с которыми ваши игроки будут взаимодействовать в своих приключениях. Выбранная вами схема может зависеть от состава группы (например, игра, в которой почти все персонажи – Изверги, может быть посвящена подробным исследованиям потенциала и ограниченности Судьбы), а может и резко контрастировать с ним. Наши пятеро Пожирателей могут столкнуться с двором Дьяволов, и в этом случае они должны будут сохранить верность своим идеалам и природе, подвергаясь политическому давлению и манипуляциям с нескольких сторон одновременно.
В этом разделе обсуждаются особенности игры с ограниченным набором Домов и приводится ряд примеров.
Сильные и слабые стороны
Каждому из семи Домов Бог определил свою функцию и задачу. Все ангелы чем-то похожи, но когда дело доходит до их умений, разница между Домами проявляется весьма четко. Эта разница повлияет не только на тему вашей игры, но и на многие другие ее аспекты. В игре, где нет Кнутов, исцеление становится более сложной задачей (и более ценным навыком). Группа Осквернителей окажется в затруднительном положении, если их обманы будут разгаданы, а самим им станут угрожать немедленной физической расправой. Такой ход может быть частью вашего замысла. Группа, члены которой не могут рассчитывать на исцеление всех ран вечером того же дня, будет намного осторожней и изобретательней в сражениях. К тому же, если у них не будет умений, нужных для решения проблем силовым путем, они станут более внимательно относиться к подготовке. В конце концов, в Мире Тьмы возможность поражения всегда велика, а само поражение может стать катастрофой.
Демоны способны овладевать Знаниями других Домов, и это может в некоторой степени выправить ситуацию. Но для изучения чужих путей им нужен наставник, которого может быть очень трудно, практически невозможно найти. Продумывая биографию персонажа, следует помнить, что даже один человек может оказаться источником обширных знаний. Схожий подход используется и в ритуалах (описан в Руководстве Игрока), примеры которых приведены в предыдущих главах книги. Большая их часть построена на разнице в умениях Домов и их сочетаемости, хотя есть и такие, где используются Знания только одного Дома. Вез этих гибких и мощных инструментов едва ли возможно полное раскрытие персонажей.
Не следует, однако, считать, что принадлежащие к одному Дому персонажи должны обладать сходным набором умений. Три разных образа (или даже больше, если вы используете более гибкий подход к демонским формам, описанный в Руководстве Игрока) каждого Дома обладают разными достоинствами, к тому же игрок всегда может выбрать одно из общих Знаний.
К тому же достоинства и компетентность демона не ограничиваются лишь доступными ему знаниями. Возможности и устремления персонажа во многом зависят от его Атрибутов, Способностей, Дополнений, а также Натуры и Маски. На самом деле именно эти стороны будут с наибольшей вероятностью усилены сходством умений у членов группы (что может дать Рассказчику еще один повод ограничить выбор Домов для своих игроков).
Часто намного проще написать сценарий для группы, состоящей из представителей одного Дома, хотя бы потому, что при этом уменьшается количество возможностей, на которые можно рассчитывать. Но персонажи нередко используют свои способности, как сверхъестественные, так и полученные от носителей, совершенно новым и неожиданным способом, так что мастеру не придется почивать на лаврах.
Команда одного Дома
Небольшая команда демонов из одного Дома – не такая уж большая редкость. Хотя многие демоны хаотически рассеяны по миру, несколько схожих существ вполне могут собраться в одном месте. Их может привлечь концентрация качеств, которые представители их Дома ищут в носителях, или же они могут оказаться там по чистой случайности. Может также случиться так, что они приехали в это место некоторое время назад и собрались вместе под давлением обстоятельств или из чувства симпатии. Демоны могут общаться друг с другом через любые расстояния, поэтому им довольно просто найти старых боевых товарищей (насколько дружелюбны они сейчас – это другой вопрос). Если в центре игры стоит двор, то его подданные могут получать задания, для выполнения которых они лучше всего подходят, что опять же приводит к объединению представителей одного Дома.
Ваши персонажи также могут собраться вместе, чтобы заняться поисками сокровищ их Дома. В этом случае им нужно будет собрать информацию, найти ресурсы и/или артефакты, которые пригодятся им самим и их собратьям. С другой стороны, они могут объединиться, чтобы противостоять нападению со стороны обозленных представителей другого Дома. Помимо обычных задач, возникающих в таких случаях, им придется столкнуться демонами, которые будут уверены, что ваши персонажи вредят сплоченности, обеспечиваемой современной системой дворов (вне зависимости от их истинных намерений по этому поводу). Если персонажам будет сопутствовать удача, они сумеют привлечь к себе большое число соплеменников и, быть может, даже поспособствуют восхождению диктатора. Следующий раздел посвящен действиям довольно большой группы, состоящей из членов одного Дома.
Рассказчику следует убедиться в том, что каждый персонаж уникален и может внести свой вклад в общее дело (как вы поступили бы в любом другом случае). Как уже говорилось выше, все члены группы могут сильно отличаться друг от друга как умениями, так и мировоззрением. Они не обязательно стремятся к объединению – существует немало примеров вражды внутри Домов, такой же кровавой, как и стычки между ними (но, как в случае с любым внутригрупповым конфликтом, вам следует позаботиться о наличии предохранительного клапана, через который будет уходить агрессия, иначе все может закончиться изрядным раздражением у персонажей). Если различия не столь велики, неплохо будет сосредоточить внимание на областях, в которых персонажи обладают разными навыками и возможностями. В этом случае вам будет проще распределить задания между персонажами, к тому же они должны будут взаимодействовать друг с другом, пытаясь найти оптимальный выход из ситуации.
Примеров дворов или других крупных объединений, состоящих из демонов одного Дома, довольно мало. Связь с Домом сильна, но интересы группировки и географическая разобщенность накладывает свой отпечаток (многие демоны стараются оставаться неподалеку от того места, где они возродились, в особенности если их носитель там уютно себя чувствует). К тому же демоны еще со времен войны привыкли к смешанному составу легионов. Дела Дома, если такие вообще существуют, обычно ведутся в крупном масштабе, теми, кто может свободно общаться через огромные расстояния и не нуждается в постоянных встречах.
Тем не менее, двор одного Дома может возникнуть по целому ряду причин. Ниже перечислены некоторые из них.
Политические: Как уже говорилось в предыдущем разделе, может появиться новый диктатор, готовый возглавить Дом (на этот пост могут претендовать несколько соперничающих кандидатов). Хотя большая часть касающихся Дома дел по-прежнему будет вестись при дворах, разбросанных по всему миру (и в большинстве случаев будет иметь хоть какой-то смысл только в таком окружении), звание диктатора весьма почетно и может привести к созданию собственной иерархии. Демоны Дома, которые по каким-то причинам были смещены с должностей, будут стремиться служить своему новому вождю. Часть падших отправляется в путешествие по зову сердца (а кое-кого к этому вынуждает сила их Истинного Имени или иные причины). По мере того, как демоны одного Дома собираются на одной территории и преобразуют окружающее пространство – как физическое, так и социальное, - другие демоны могут захотеть уехать оттуда в поисках места, где они могли бы оказаться более полезными.
Разумеется, в некоторых случаях переход территории под власть одного Дома происходит не так безболезненно. Мука, паранойя и ксенофобия могут привести к тому, что при дворе разразится конфликт между Домами. Если одна из сторон будет достаточно многочисленна, влиятельна или коварна, она сможет одержать верх и изгнать всех остальных со своей территории.
Географические: многие демоны – существа стихийные и особенно уютно чувствуют себя в местах, так или иначе связанных со сферой ответственности их Дома. Желая обезопасить себя, Преступник может устроить себе убежище глубоко под землей, при этом он, скорее всего, привлечет внимание других Преступников. Группа Осквернителей может создать что-то вроде штаб-квартиры на море, а Пожиратели лучше всего почувствуют себя в густых джунглях. Но большая группа демонов едва ли выберет себе для проживания такие места, хотя бы потому, что так им будет трудно общаться с людьми. Изолированные племена могут стать неплохим источником Веры (и помогут обрести покой тем демонам, кто не выносит современную цивилизацию). Вдобавок к этому, многие демоны обзаводятся рабами из других частей света.
География вовсе не обязательно должна быть физической. Группа Убийц может собраться в месте, где Завеса особенно слаба (возможно, слаба настолько, что все остальные считают это место плохим и не селятся там).
Целевые: даже если территория демонам не подходит, у них все же могут быть причины оставаться на выбранном месте. Самая распространенная из них – это желание завладеть или иным образом воспользоваться каким-либо местом, связанным с войной. Обычно такие дела касаются всех Домов, поэтому остальные Дома, скорее всего, проявят интерес к находке. Если данная местность или тайник являются наследием правления какого-то определенного диктатора, там охотно примут представителей только одного Дома. Если те, кто обнаружил тайник, не особо доверчивы, они могут сообщить о находке только своим собратьям и утаить эту информацию в тайне ото всех остальных.
С другой стороны, у демонов могут быть причины держаться подальше ото всех – если их, допустим, разыскивают другие демоны, люди или Привязанные. Такая ситуация наиболее вероятна в случае особо жестоких столкновений между Домами – или если могущественный демон, обманутый Мукой или другими обстоятельствами, верит, что дела обстоят именно так.
Обычная иерархия двора, с его пятью министерствами, над которыми стоит тиран (таз звучит официальный титул), основывается на модели, появившейся в некоторых бастионах во время войны с Небесами, когда Дома не были разделены. См. ниже для получения более подробной информации.
У каждого министерства есть свои требования к сотрудникам, и представители того или иного Дома на одних должностях проявляют себя лучше, чем на других. Отсюда не следует, что у двора, не могущегося похвастаться разнообразием подданных, возникнут проблемы при заполнении этих должностей, так как тиран такого двора может просто отказаться от воспроизведения каждой мелкой детали иерархии. Такое возможно в том случае, если тиран знает, как лучше организовать однородную группу подданных так, чтобы она служила целям двора. Или же правитель может считать, что строгая организация не нужна, ведь все подданные двора разделяют общие цели (но в этом случае его может ждать сюрприз).
Все это возможно при наличии достаточного числа демонов, способных заполнить все ступени иерархической лестницы: малочисленные и изолированные сообщества демонов обычно довольствуются одной иерархической цепочкой, вне зависимости от своей природы.
Дьяволы: как и следовало ожидать, двор, где большая часть подданных относится к этому Дому (или который состоит только из Дьяволов), будет придерживаться стандартной иерархической структуры. При дворе не обязательно будут функционировать все министерства – это зависит от размеров и потребностей двора, - но Министерство Орлов и Министерство Драконов будут почти наверняка.
Кнуты: двор Кнутов будет наиболее бессистемным и неупорядоченным. Будет существовать иерархия званий, но она будет нестабильна и подвластна решениям тех, кто занимает более высокое положение. Такая гибкая организация позволяет с пугающей скоростью отвечать на изменения в окружающем мире. Проблемы начинаются тогда, когда дело доходит до придворных интриг. Без структур, которые позволяли бы сбалансировать разные мнения и не оставляли бы дела двора без присмотра, вся система может очень быстро придти в упадок.
Преступники: этот Дом отличается широким кругозором и вниманием к деталям, что в совокупности обеспечивает ему прекрасную самоорганизацию. Преступники постараются избавиться от ненужных структур и не станут заниматься политикой только ради политики, не забывая при этом реагировать на меняющиеся условия.
Изверги: группа Извергов обычно по возможности полно воспроизводит типичную структуру двора, вплоть до различных министерств и министерских должностей. Это поведение почти инстинктивно, так как Изверги по-прежнему больше заинтересованы в сборе информации о внешнем мире, чем разработкой эффективных решений для себя самих. В результате сотрудники Министерства Зубров и Министерства Львов могут почувствовать себя ненужными и впасть в отчаяние. С другой стороны, если (и когда) группа окажется втянутой в конфликт, персонажи смогут порадоваться своей предусмотрительности.
Осквернители: группа Осквернителей, скорее всего, будет организована из рук вон плохо. Без влияния извне Осквернители или погрязнут в интригах, что приведет к быстрой смене случайных фракций, или же вообще утратят интерес к данному вопросу. Время от времени представители Дома ищут общества себе подобных, но теперь, когда они живут среди людей и других демонов, они не могут вернуться к существованию в окружении только своих собратьев.
Пожиратели: по природе своей Пожиратели не склонны к политике, но все же могут создать устойчивую организацию. В большинстве случаев Пожиратели смогут забыть о разногласиях между фракциями и поставить на первое место интересы всей группы. У них редко образуется Министерство Драконов или его аналог, а значит, они уязвимы перед скрытыми формами внутренних разногласий. Осторожная агитация может стать заметной только тогда, когда уже весь двор будет объят огнем.
Убийцы: ангелы Второго Мира привыкли к одиночеству. Они создают свои собственные иерархические структуры, не испытывая нужды в искусственных образованиях типа министерств, и обычно разрешают все внутренние противоречия относительно мирным, ненасильственным путем. Группа Убийц, скорее всего, не сможет похвастаться сплоченностью и быстрой реакцией на внешние события. Часто один или несколько Убийц могут вовремя узнать об этих событиях, но не понять их важности для группы в целом.
Большинство описанных в данном разделе возможностей доступны и в том случае, если вы хотите ограничить количество Домов (в отряде, при дворе или в мире), но не свести его к одному Дому. Некоторые Дома неплохо уживаются, их сочетание может усилить нужный вам эффект. Например, Осквернители и Пожиратели могут стать отличными партнерами и помочь в развитии темы свободы и ответственности. Дьяволы и Изверги – еще один удачный вариант, который больше подойдет к игре со сложными махинациями.
При желании можно собрать в группу и плохо сочетаемые Дома. Например, интересная компания получится из Убийц и Дьяволов. Даже если вам не нравится мысль о совмещении столь разных персонажей, внесение одного-двух конфликтных элементов в устойчивую группу может поспособствовать игре. Таким образом вы сможете ввести в игру другую точку зрения, возместить какие-либо недостатки и дать больше свободы игрокам, которых не устраивают жесткие ограничения.
Мир одного Дома
Если вы ходите создать более резкий фон для игры или же желаете сосредоточить все внимание на одном-единственном Доме, вы можете создать мир, в котором представители этого Дома являются абсолютным большинством или вообще единственными существующими демонами. Но в этом случае придется придумать какие-либо объяснения, которые придали бы миру содержательность и убедительность. Возможно, Глашатаи, которые затем стали Дьяволами, были единственными настоящими ангелами. Деятельность других Домов осуществлялась младшими духами, которые были лишь инструментами, теперь исчезнувшими, и требовали постоянного присмотра.
Возможно, трещины в стенах Ада на самом деле тоньше и опасней, чем кажется. Так как они соединены с нижними уровнями Теневых земель, только Убийцы обладают знаниями и навыками, нужными для побега из темницы, и покидают свою тюрьму, напутствуемые приказами освободить «вышестоящих». Можно придумать и другие объяснения.
Обычно такие радикальные изменения лучше смотрятся в коротких играх. Можно подробно разработать определенную тему или идею, а затем группа переходит к изучению новых вопросов. Подобные ограничения упрощают работу Рассказчика, которому приходится разрабатывать мир, отличающийся от мира, представленного в линейке Демонов (в конце концов, история, структура и описания действующих лиц могут сильно отличаться от описанных). Такой подход может понравиться вам и вашим игрокам, и тогда вы продолжите свою игру.